|
Вчера в Сочи начался пятый визит Координационной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК). А накануне спецкор «Советского спорта» придирчиво проинспектировал все спортивные объекты Игр-2014.
Это заметка для тех, кто после победы российской футбольной заявки в Цюрихе душит себя раздражением: да не построим мы все с нуля! А также для тех, кто вместе со мной еще три года назад источал пессимизм по поводу нашего олимпийского строительства.
СОЧИ ИЛИ ДУБАЙ
- Пассажирам совмещенного рейса Москва-Сочи авиакомпаний «Аэрофлот» и «Алиталия» просьба пройти на посадку, - объявление в новехоньком здании шереметьевского терминала D звучит ну прямо по-европейски. Правда, с какого боку притулились к нашему новенькому «аэробусу» итальянцы, остается загадкой даже для стюардесс (любезно разносящих «Советский спорт»). Но зато факт остается фактом: впервые я стойко ощущаю, что курорт наш повернулся лицом к остальному миру. То и дело звучащая на борту иностранная речь лишь укрепляет в этой мысли: друзья Оргкомитета «Сочи-2014» слетаются на ежегодное заседание «Партнерского клуба».
Мой пафос можно было бы списать на излишнюю репортерскую впечатлительность, если б наш полет не венчал безупречный прием в новом здании сочинского аэропорта (старое - не поверите! - снесли) и совершенно потрясшая меня надпись на табло о прибытии рейса из... Дубая!
- А что - летаем теперь регулярно, - местная жительница не без гордости стирает изумление с моего лица. - Отдохнуть, да и просто за покупками.
И скажите теперь, было б такое, коли не Олимпиада? Да ни разу в жизни! Кто не согласен, тот пусть вспомнит, как мы в 2007-м реагировали на обещание запустить в Сочи ежедневные рейсы из Европы. Это воспринималось как махровая коммунистическая ересь о светлом будущем. Она же - утопическая советская мечта о «Балантайнз» в каждом универмаге. Для тех, кто все-таки представлял себе, что такое этот загадочный «Балантайнз».
Легкое неудовольствие, если вы его продолжаете жаждать, по прилете доставили лишь проныры-таксисты. Они, робевшие раньше на улице, теперь невесть какими судьбами атакуют тепленьких гостей города уже в зале выдачи багажа. Причем предложения свои делают с интонацией дона Корлеоне - страшишься отказаться, даже если у тебя под парами свой транспорт. На нем мы, кстати, в ночи добрались от аэродрома до Красной Поляны всего за час. Хотя в скором будущем электропоезд «Сименс» будет преодолевать это расстояние за 27 минут. Впрочем, это не значит, что новая автомобильная дорога не нужна. Более того - 5,6 км дорожного полотна уже построено. Работы на ней идут круглосуточно - из окна автобуса видно, что во мгле то тут, то там мелькают вспышки сварочных аппаратов.
ПУШКИ - ЗАРЯЖЁНЫ!
С утра едем на так называемый «газпромовский подъемник», который на самом деле давно уже является озорно функционирующим горнолыжным центром. За что, собственно, и любили его все время демонстрировать разного рода олимпийским гостям. И было в этом, конечно, большое лукавство - ведь по большому счету данный центр не имеет никакого отношения к объектам «Сочи-2014». Разве что подъемник должен отвозить спортсменов и зрителей к совмещенному биатлонному и лыжному комплексу, на котором еще в июле - сам видел! - вроде бы конь не валялся. Теперь же биатлонная трибуна почти готова - послезавтра зрителей можно сажать! Да и стрельбище уже приобретает настолько четкие очертания, что трудно не верить представительнице «Газпрома» Елене Плюсниной, которая уверяет: в декабре 2011-го здесь пройдут первые тестовые соревнования. Я же, со своей стороны, убежден, что через год все лыжники с ружьями и без влюбятся в этот стадион. А как иначе, если трасса от места проживания спортсменов находится на расстоянии всего лишь 300 метров?
Впрочем, куда с большим трепетом я отправлялся на «Розу Хутор» - основной горный олимпийский комплекс, которому уже 12 февраля будущего года принимать Кубок мира по горным лыжам.
- К первым международным соревнованиям у нас все готово, - исполнительный директор Александр Белокобыльский, стоя в центре финишной зоны, излучает неистощимый оптимизм и приправляет его терпкой фактурой. - Главное, установлена система искусственного оснежения - видите пушки по периметру? Мы проложили 14 километров трубопроводов, чтобы доставить к ним воду из искусственного водоема, созданного нами неподалеку. Оттуда с помощью насосов в пушки будет закачиваться экологически чистая вода из местных источников. Вообще все, что требуется для олимпийских горнолыжных состязаний, нами уже фактически построено. Но наши планы более амбициозны: в итоге у нас будет 18 подъемников, свыше 80 километров трасс, которые способны принять 9500 лыжников ежедневно.
И СТАДИОН ПРЕВРАЩАЕТСЯ...
Имеретинская долина. Полное впечатление, что в Олимпийском парке, который ласково облизывает Черное море, недавно прошел строительный грибной дождь. На Большой ледовой арене уже возводится крыша, хотя еще в июле здесь был только нижний ярус трибун. Стоят краны на площадке Малой ледовой, закладывают фундамент Крытого конькобежного центра.
Ледовый же дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку уже обрел вполне эксплуатационные очертания. Уникальность сборной-разборной конструкции из челябинского металла видна уже сейчас. Представитель подрядчика рассказал, что при желании это сооружение можно будет развинтить на части за восемь месяцев и перевезти в любое другое место. А можно и не развинчивать: арена способна на глобальные внутренние трансформации. До такой степени, что из нее по истечении Игр планируется сделать... современный велотрек, в котором так нуждается наша страна.
ЧЕРНЫШЕНКО: СДВИНУЛ ГРАФИКИ ВЛЕВО!
При встрече с президентом Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрием Чернышенко только развожу руками: ну вы даете...
- Я в Сочи бываю куда чаще вас, но сам не перестаю восхищаться темпами стройки, - улыбается Дмитрий Николаевич. - Все идет настолько быстро, что недавно я даже сдвинул все графики на стене своего рабочего кабинета. Естественно, в левую сторону, то есть в сторону сокращения сроков строительства.
- Все хорошо никогда не бывает...
- Больше всего беспокоит нехватка квалифицированных специалистов в регионе. Не ожидал, что такое количество рабочей силы придется привлекать со стороны.
- И это единственная неожиданность?
- Есть и другие. Правда, они со знаком плюс. И все касаются олимпийского наследия. Во-первых, работа над олимпийскими объектами подтолкнула страну к принятию законов, диктующих новые, самые передовые экологические стандарты. Когда бы еще мы их приняли, если б не Олимпиада? Во-вторых, Сочи уже сейчас показывает всей стране пример создания безбарьерной среды. Среды, в которой люди с ограниченными возможностями - а это 10 процентов населения России - могут хотя бы без опаски выходить из дома. В-третьих, мы возрождаем у нас традиции взаимопомощи. Имею в виду движение волонтеров.
- На днях на встрече с участием премьер-министра Владимира Путина мы вручили сертификаты на право открытия волонтерских центров 26 учебным заведениям. Конечно, если б мы подходили к этому вопросу цинично, то запросто набрали бы себе необходимые для Игр 25 тысяч человек. Но мы смотрим на ситуацию шире и хотим, чтобы помощь другим людям на безвозмездной основе оказывали 35 миллионов человек. Без Олимпиады мы бы, возможно, еще не скоро смогли подойти к решению такой большой задачи.
- Успешное развитие проекта «Сочи-2014» наверняка косвенно повлияло на недавнее голосование в Цюрихе. Как оцениваете работу по нашей футбольной заявке?
- Ребята просто молодцы! В какой-то мере им было проще, чем нам в свое время. А в какой-то, безусловно, сложнее. В любом случае наш опыт, думаю, им пригодился и еще пригодится при формировании Оргкомитета чемпионата и налаживании системы управления в нем. Что же касается реальности воплощения в жизнь планов по футбольному строительству, то, считаю, проект «Сочи-2014» уже доказал и продолжает доказывать: в России возможно по большому счету все.
...Похоже, в это «возможно все» уже поверил весь мир. По крайней мере на этот раз, по моей информации, члены Координационной комиссии даже не собирались осматривать объекты, ограничившись офисной работой. Говорят, больших усилий стоило уговорить их побывать сегодня даже на запуске первой очереди железной дороги Адлер - Красная Поляна. Там не раз им по-доброму улыбнутся: «А вы ведь не верили, да?»
ЦИФРЫ «СОЧИ-2014»
17 дней соревнований в рамках ХХII Олимпийских игр: 7-23 февраля 2014 года.
10 новых спортивных объектов мирового уровня в Сочи.
25 000 волонтеров будут работать на Играх в Сочи.
Около 2800 представителей прессы будут аккредитованы на Играх в Сочи.
Около 3 миллиардов телезрителей по всему миру будут смотреть Игры в Сочи.
ФАКТЫ «СОЧИ-2014»
Возведение и проектировка объектов в Сочи идет по графику. Работы ведутся на 85 объектах.
К концу 2012 года все соревновательные объекты Игр-2014 в Сочи будут введены в эксплуатацию.
В настоящий момент на строительстве задействовано 19 000 человек, 2500 единиц техники, а в пиковый период на объектах будут работать 35 000 человек.
Игры-2014 в Сочи станут самыми компактными за всю историю проведения зимних Олимпийских игр. Впервые будет создан Олимпийский парк (Прибрежный кластер), который сможет принимать одновременно около 75 000 гостей. Все объекты для ледовых соревнований будут размещены в пределах шаговой доступности друг от друга.
| |