|
Третьяковская галерея рассказывает о том, как много значила Москва в жизни русской императрицы Елизаветы. Редкие портреты и личные вещи дочери Петра Великого предоставили Исторический музей, Музеи Московского Кремля и другие российские собрания.
В Третьяковской галерее представили редкие портреты и личные вещи императрицы Елизаветы Петровны. Эти тарелки и блюда - первый русский сервиз. Из фарфоровой посуды ела императрица Елизавета Петровна. Из золотистой маленькой чашки пила.
«Чай и кофе считались очень аристократическими и очень дорогими напитками, поэтому обязательно чашечки были с крышечками, чтобы все сохраняло тепло на более длительный срок», - объясняет хранитель Фонда русского фарфора Государственного музея керамики и усадьбы «Кусково» XVIII века Татьяна Железнова.
Одно из первых изображений Елизаветы. Здесь ей всего 8 лет. Вместе с сестрой Анной императрицу запечатлел французский живописец Луи Каравак. Рядом портрет молодой Елизаветы в охотничьем костюме кисти неизвестного художника. Охота, балы, маскарады - императрица любила веселиться и для каждой новой забавы переодевалась по несколько раз в день.
Елизавета Петровна была признанной модницей. Часто заказывала наряды в Европе. Ее гардероб насчитывал несколько тысяч платьев. Почти все они канули в лету. До наших дней сохранились лишь кусочки ткани, из которых специально для этой выставки было реконструировано платье императрицы.
Дочь Петра Великого преуспела и в государственных делах. При ней открылись Московский университет, Академия художеств и первые театры. Елизавету называют очень гуманной правительницей - при вступлении на престол она дала клятву не применять смертную казнь и сдержала слово.
«Искра Петра Великого - как это хорошо сказано! И это действительно так, потому что она не просто дочь его, она продолжение Петра в широком смысле, продолжение его политики. Многие его реформы, которые были заложены, Елизавета старалась воплотить в жизнь», - рассказывает куратор выставки «Елизавета Петровна и Москва» Людмила Маркина.
Еще одна уникальная живописная работа - портрет Елизаветы в цветочном обрамлении. В Европе так изображали только Мадонну. Австрийский художник Георг Преннер свое полотно наполнил символическим смыслом.
«В центре над головой подсолнух. Это цветок, который следует за солнцем. Король солнца, королева, императрица как солнце. И, конечно же, этот подсолнух - это символ власти», - говорит Людмила Маркина.
Елизавета была у власти 20 лет. Она - последняя русская правительница, которая была Романовой по крови, а не по браку, и едва ли не единственная москвичка на российском престоле.
| |