|
Учёные выяснили, что изображения человеческих глаз, вывешенные в кафе самообслуживания, заставляют посетителей чаще убирать за собой.
Мелисса Бейтсон и Дэниэль Неттл из Центра по изучению поведенческих и эволюционных процессов при Университете Ньюкасла провели эксперимент, повесив в закусочной «глазастые» постеры, которые время от времени заменялись изображениями цветов.
Результаты исследования, опубликованные в американском журнале Evolution and Human Behavior, показывают, что тогда, когда за посетителями «следили» со стен заведения, мусор, оставшийся после еды, выбрасывался вдвое чаще. Причина проста: люди предпочитают вести себя лучше, если знают, что за ними наблюдают. Интересно, что эффективность плакатов была значительно выше, когда кафе пустовало. Это помогло определить, что искусственный взгляд действительно работает: во время наплыва посетителей выяснить, что именно влияет на поведение людей - постеры или окружающие, - не представлялось возможным.
Подобные выводы подтверждают результаты исследования 2006 года, проведённого этими же специалистами. В тогдашней работе фигурировала система оплаты honesty box (букв. «коробка честности»), которая предполагает отсутствие какого-либо контроля над поступлением средств. В данном случае она применялась для внесения платы за чай и кофе в студенческом кафетерии. Чередование плакатов с цветами и глазами выявило эффективность последних: суммарная выручка вырастала в эти дни почти втрое.
Исследователи считают, что здесь срабатывает «психология подталкивания», которая определяет выбор предпочтительной модели поведения без непосредственного влияния на человека. Например, она действует, когда из нескольких опций одна каким-либо образом выделена.
Глаза на стене как раз и служат таким «подталкивающим» механизмом, который может способствовать предотвращению антиобщественного поведения. В частности, учёные рекомендует обозначать наличие камер видеонаблюдения изображением глаз, а не самой камеры.
| |