|
9 декабря 2010 года в российский прокат выходит фильм «Жить» (дистрибьютор Гельварс). Эта экзистенциальная драма Юрия Быкова участвовала в 2010 году в главном конкурсе российского кино - фестивале «Кинотавр», где получила положительные отзывы, вызвала жаркие споры на пресс-конференции, но... в итоге осталась без призов. Мнение любого жюри, как известно, - это дело случая, и поэтому зрителю ни коем случае не стоит упускать из виду эту картину, и вот почему. В прошлом году на том же «Кинотавре» Юрий Быков уже наделал шума со своей лентой «Начальник», победив в секции короткометражных фильмов. Эта брутальная, беспощадно рассказанная история изумила жюри своей простотой, ясностью и четкой позицией автора. И вот уже через год режиссер привозит в Сочи свой полнометражный дебют - случай беспрецедентный. В условиях нашей киноиндустрии реализовать за такое время серьезный независимый проект очень сложно, но, как оказалась, возможно.
Лента «Жить», также как и «Начальник», продемонстрировала суровую правду нашего бытия, которую режиссер, не стесняясь в средствах, буквально рубит с плеча с экрана. Это кино на сопротивление. Прочитав аннотацию, мало кто соблазнится сюжетом, ведь полтора часа на экране присутствуют преимущественно лишь два героя, собака и... все. Более того, в картине нет ни одного женского персонажа (ну, не считая опять же собаки)! Но тем, кому не хватает сегодня в кино именно правды, кто устал от бесконечной сериальщины в кинотеатрах, от пустых говорящих голов на экране, не стоит обращать внимание на краткое содержание «Жить», и смело покупать билет, ведь эту киноленту, как и нашу жизнь, просто так не перескажешь, и уж тем более, не проанонсируешь.
Драматургия картины поражает своей зрелостью, отсылая к образцам чуть ли не эйзенштейнского уровня, где сюжетная канва идеально ложится на все стадии развития зрительского напряжения. При просмотре этому не отдаешь отчет, но, выйдя из зала, ощутив слезы на щеках или гнев негодования, который, сбивая дыхание, клокочет в груди - соглашаясь или споря с позицией автора, понимаешь, вот что значит настоящий кинематограф! Несмотря на то, что в фильме есть сцены, которые наверняка вас шокируют, ленту «Жить» трудно обвинить в «чернухе» - столь популярной сегодня (как и 20 лет назад) в нашем фестивальном кино. Она решена в противоположном эстетическом ключе: в ней есть и тонкое понимание природы, первозданности, и любовь к Родине и к человеку, как близкому и родному, так и к абсолютному незнакомцу. Конечно, в картине присутствует и констатация печальных фактов нашей действительности, но они, скорее, побуждают к глубокому размышлению на тему, а не к отвращению. Герои неоднократно (за очень краткий промежуток времени) делают серьезнейший нравственный выбор, демонстрируя зрителю, как это возможно, действительно «Жить», а не существовать на экране.
Я намеренно не пересказываю сюжетный ряд событий - так вам легче самим будет оценить все драматургические повороты и четко вычерченный финал ленты. Скажу только, что герои, вырванные из контекста бытовой рутины, вынужденные отправиться в свое короткое, опасное, но увы - уже необходимое совместное путешествие, несут две противоположные жизненных позиции, которые доминируют сегодня в нашем обществе. И сталкивая их в лоб, режиссер помогает и зрителю определится - на чьей же он стороне, как он сам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО живет, и как - только существует в этом мире.
На пресс-конференции в Сочи Юрий Быков, на вопрос о перспективах проката его ленты, с иронической улыбкой заявил, что «Жить» станет сюрпризом для всех дистрибьюторов, намекая на то, что сегодня прокатывать такое кино очень сложно и невыгодно. Но уверяю вас, что для всех зрителей, уважающих серьезное, можно сказать «мужское» кино, этот сюрприз окажется приятным.
| |