|
В Омске впервые выставили уникальный графический материал - литографированные рисунки Павла Боклевского рассказывают о жизни города в середине XIX века.
Четверть века назад для литографий из коллекции академика Лавренко специалисты реставрационных мастерских им. Грабаря разработали методику восстановления. Старинные работы покрывали рыжие пятна. В карточке сохранности омские реставраторы обозначили их как «лисьи».
«Сегодня у них есть научное название - фоксинг. Специалисты говорят, что эти фоксинги, как бы их реставраторы не удаляли с произведения искусства, с бумаги, все равно возвращаются. Но прошло уже двадцать шесть лет, а этих "лисьих" пятен нет», - с гордостью говорит Татьяна Масюк, заведующая отделом реставрации графики и ткани Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
К 110-летию со дня рождения коллекционера Лавренко зрителю впервые представлен собранный им уникальный графический материал. Вот эти литографированные рисунки Павла Боклевского, как утверждают историки театрального дела, сам великий Щепкин использовал в работе над образом Городничего. Критики-современники особо отмечали в его творчестве «жизненность лиц». А Общество поощрения художников, созданное в Петербурге в 1821 году, взяло под свою опеку именно мастеров репортажного рисунка, сумевших запечатлеть хронику жизни современного города, облик его обитателей и впервые заговоривших о «маленьком человеке».
«Художники-графики, работавшие в направлении такого демократического искусства, они создали целую панораму, срез общества, обратились к сценам из повседневной или, как тогда называли, "вседневной" жизни человека», - объясняет Галина Севостьянова, заведующая отделом графики Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Прачки, разносчики товаров, дворники и полицейские. Герои невыдуманной жизни. Талантливые рисовальщики сопровождают многие свои работы остроумными текстами. Такие озвученные жанровые сцены художников заставляют не только увидеть, но и услышать героев той «вседневной» жизни.
«Приказчик в почтительном поклоне и разряженная барынька. Мы не только видим, но и слышим разговор: "Пожалуйте, скверный ваш товар. Что вы, аглицкое, аглицкое и по самой сходной цене!" Многие персонажи узнаются», - говорит Галина Севостьянова.
Этот диалог запечатлен на иллюминированной литографии Рудольфа Жуковского. Прием, когда ручная краска вводилась в монохромный литографский оттиск, особо ценился издателями. Ведь так тиражное искусство приближалось к уникальному. Впрочем, уникальным можно назвать большинство из представленных на выставке листов. Ведь русская литография 1840-60-ых годов, издававшаяся небольшими тиражами, сегодня редкий музейный материал.
| |