|
Вице-премьер туркменского правительства Баймурад Ходжамухамедов не так давно заявил о возможном строительстве транскаспийского трубопровода для транспортировки газа в страны ЕС в обход России.
Как рассказал в интервью «Росбалту» старший научный сотрудник Оксфордского института исследований в области энергетики (Великобритания), автор книги «Изменения в путинской России: власть, деньги и люди " Саймон Пирани (Simon Pirani), на самом деле никакого проекта строительства газопровода по дну Каспия не существует, хотя в Брюсселе уже работает комиссия ЕС по созданию корпорации, которая будет закупать туркменский газ.
- В последние месяцы Туркменистан посещали несколько групп потенциальных инвесторов из Европы и крупнейших нефтегазовых корпораций. Туркмены всем обещали дать газ, а России посоветовали "быть реалистичнее". Означается ли это, что власти Туркменистана приняли окончательное решение начать поставки газа в Европу вопреки позиции России любыми способами?
- Уже какое-то время назад политика Туркменистана стала заключаться в том, что страна старается диверсифицировать свой газовый экспорт, то есть расширить количество стран, куда она могла бы поставлять газ. Это совершенно естественное желание для страны-производителя. Ранее почти три четверти туркменского газа шло в руки одному покупателю - России.
В 2009 г. соотношение изменилось, и главным событием для Туркменистана стало начало экспорта газа в Китай. Открытие этого рынка имеет большое значение для Ашхабада. Туркменские власти неоднократно заявляли о том, что если страны-потребители, заинтересованные в газе, смогут решить проблему его транспортировки от туркменской границы, они готовы продавать его этим странам. Это работает в отношении как Европы, так и России, Китая или Ирана. С точки зрения Европы, конечно, это непростая ситуация, потому что не так легко создать инфраструктуру, которая доходила бы до туркменской границы.
- Туркменистан заявил, что заручился поддержкой "большинства" прикаспийских стран и готов начать строить трубопровод по дну Каспия на Азербайджан. Что это могут быть за страны?
- Я думаю, что здесь надо быть осторожными с выводами. Так, в недавнем заявлении туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова по итогам переговоров в Баку говорилось лишь о том, что если две страны региона решат построить трубопровод, то остальные не должны мешать этой инициативе. Я не думаю, что это и другие похожие заявления означали, что Туркменистан реально готов приступить к строительству трубопровода.
О странах, которые могут поддержать этот проект, я не могу вам ничего сказать, потому что, на мой взгляд, такого проекта нет.
- Не может ли это стать поводом для начала полномасштабного военного конфликта на Каспии, учитывая, что статус Каспийского моря до сих пор юридически не определен?
- Я считаю, что будет сложно начать строительство транскаспийского трубопровода, пока не будут решены вопросы со статусом Каспийского моря. Я думаю, что эта проблема будет решена дипломатически и что никакого военного конфликта на этой почве не будет.
- Кто может финансировать такое строительство, учитывая, что у самой Туркмении на него денег не хватит?
- Пока что рано говорить о размерах финансирования, поскольку, повторяю, никакого проекта нет. На форуме в Ашхабаде "Нефть и газ Туркмении" в этом ноябре, на которой я также присутствовал, был представлен отчет о заявлениях президента Бердымухаммедова в Баку, который говорил о том, что если две прикаспийские страны решат построить трубопровод, то эта инициатива вполне может развиваться на двустороннем уровне, насколько я понимаю, без обязательного согласия всех остальных стран региона.
Был обговорен общий принцип отношения к идее, но сама идея пока не облечена в конкретный проект. Вплоть до настоящего момента политика Туркменистана заключалась в том, что он продавал свой газ на границе. За пределами границы газом занимались уже другие.
- Как относятся в Европе к возможному строительству транскаспийского трубопровода?
- На форуме в Ашхабаде прозвучали доклады представителя Совета европейских регуляторов энергетики, а также нескольких компаний, занятых в проекте Nabucco, в которых говорилось о том, что Европа продолжает прилагать усилия для того, чтобы создать Корпорацию по развитию Каспия, которая стала бы закупать туркменский газ для всей Европы. Таким образом, чиновники из Европейской комиссии и заинтересованные компании надеются удовлетворить требование туркменской стороны о гарантированном спросе на газ. Это решило бы одну из проблем, которая стоит на пути создания транскаспийского трубопровода.
В Брюсселе была создана комиссия, которая сейчас занимается изучением того, каким образом подобную корпорацию сделать эффективной структурой, как именно она должна и может быть финансирована, на каких основаниях она будет выступать от имени всех европейских стран, не нарушая европейское право о конкуренции, и т.д. Данная комиссия должна отчитаться в конце этого года и представить свое видение того, как эти проблемы могут быть решены.
Беседовала Юлия Нетесова
| |