|
10 декабря 2010 года в день закрытия 83 Российского Международного Кинорынка состоялось мероприятие в формате некруглого стола, в рамках которого киноисследователи компании MOVIE RESEARCH (MRC) озвучили свой прогноз развития отечественной киноотрасли до 2015 года. Эксперты задались вопросом «Переживет ли российское кино конец света?» Недвусмысленной иллюстрацией к этой проблеме послужил плакат с цифрой 2012 на фоне огромной волны, угрожающей бесследно поглотить крохотный парусник с российским триколором.
В начале встречи генеральный директор MOVIE RESEARCH Олег Иванов представил прогноз развития российской киноиндустрии до 2010 года включительно, сделанный 4 года назад. В докризисный период эта картина представлялась значительно более оптимистичной, нежели оказалась в действительности. В целом темпы роста киноиндустрии были весьма стремительными, но показатели ее отечественной составляющей оказались существенно ниже, чем предполагалось согласно прогнозу, сделанному в 2006 году. Тогда эксперты считали, что доля российского кино в 2010 составит 35% (или $350 миллионов) от общей кассы. В реальности к означенному сроку эта доля достигла лишь 17% (83%, соответственно, пришлись на кассу от зарубежных картин). в 2006 году ставились прогнозы, что продакшн-бюджеты будут в 2010 соответствовать величине $250 миллионов, но в результате кризиса действительные показатель дотянули лишь до уровня $210 миллионов. Нынешний год стал самым провальным годом для российского кино по основным финансовым показателям за последние 5 лет. Прогноз развития отечественной киноотрасли на последующие 5 лет огласил эксперт MRC Александр Лужин, предупредивший аудиторию, что статистические прогнозы разных специалистов расходятся примерно на 15%. Анализ был им составлен на основе данных международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers и Федеральной службы статистики с учетом предположения о неизменности государственной политики в сфере кино на ближайший период. По словам Лужина: «Расходы на культуру в последующие годы будут расти очень медленно, и кинематографистам придется выгрызать кусочек от этого скромного пирога для себя». Известно, что основным драйвером роста кассовых сборов является рост количества качественных залов. Однако этот показатель, согласно прогнозу MRC, к 2015 году замедлится и по сравнению с темпами 2010 года, равными 14%, снизится до 4%, что связано с кризисной приостановкой строительства торгово-развлекательных центров и сокращением торговых площадей, в результате чего многие из них не будут оборудованы кинозалами, также не выгодными ТРЦ по причине более низких арендных ставок. Строительство отдельностоящих и реконструкция старых кинотеатров также будут замедлены. Подобное соотношение сил и в темпах роста доли кассовых сборов отечественных фильмов, которые на данный момент составляют 20%, но по прогнозам, снизятся к 2015 году до 5%. А вот темпы роста цены билета на киносеанс останутся почти неизменными (средний показатель - 200 рублей). Составить портрет отечественного кинозрителя попыталась руководитель социологических проектов MRC Анастасия Шафикова. По ее словам, взросление основной аудитории в ближайшие годы не произойдет, и средний зрительский возраст не превысит 25 лет. Лишь 18% постоянных кинозрителей отдают предпочтение отечественному кино. А те зрители, которые выбирают анимационные фильмы, принципиально не смотрят российские картины. Отсюда неутешительный вывод о том, что мы теряем молодую аудиторию, не обладающую традицией походов в кинотеатры на свое кино, как это было среди поколения выросших в СССР. Чем младше зритель, тем труднее привить ему интерес к родному кино. Многие отечественные кинопроизводители напрасно полагают, что палочкой-выручалочкой в столь беспросветных обстоятельствах может послужить популярный нынче формат 3D. Данные опросов показывают, что только 65% зрителей еще не разочаровались в стереофильмах. Плохим лентам не поможет ни 3D, ни какие-либо другие технические новинки. Не сделает этого и государственная поддержка. Вывод очевиден и без всяких анализов: лишь стремительный качественный рост российского кино спасет его от сокрушительной гибели в 2012, 2015 или еще в каком-нибудь году.
| |