|
Рисунки из детского журнала «Веселые картинки» с сегодняшнего дня можно увидеть в здании Третьяковской галереи на Крымском валу. «Веселые картинки» в следующем году отмечают свое 55-летие, и накануне праздников Третьяковка решила устроить выставку, одинаково близкую и родителям, и детям. На открытии побывал корреспондент «Вести ФМ» Павел Гайков.
«Веселые картинки» - это не просто ностальгические рисунки из старых любимых журналов. Начать с того, что на выставке они подаются как первый в истории страны комикс, объясняет директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева:
«Все внешние характеристики налицо. Но нужно учитывать, что начиналось это очень давно, во времена хрущевской оттепели, тогда о комиксах мало кто имел представление. Был приоткрыт "железный занавес", что-то доходило, но вряд ли западные комиксы тогда могли послужить ориентиром».
Создатели «Веселых картинок», возможно, неосознанно всё сделали по классическому канону: и, в первую очередь, придумали команду супергероев - «Клуб веселых человечков». Сначала появился Карандаш. Первый редактор «Веселых картинок», карикатурист из «Крокодила» и народный художник СССР Иван Семенов создал Карандаша по собственному подобию, рассказывает шеф-редактор Татьяна Иванова:
«Это он, Иван Семенов, только с таким вот оригинальным носом в виде карандаша. А дальше просто. Семенов стал собирать вокруг себя единомышленников - художников, друзей, которые уже что-то делали в детской литературе. Например, Владимир Сутеев нарисовал прекрасного Чиполлино. Он просто иллюстрировал тогда сказку для детской печати. Потом Татьяна Вышинская создала очаровательную Дюймовочку. Потом пришел художник Сазонов, который рисовал Самоделкина и так всё дальше и дальше».
Петрушка, Незнайка, Буратино... Последним в конце 1960-х в клуб вступил чешский антифашист Гурвинек, нарисованный художником Иржи Трнка. С тех пор состав веселых человечков больше не меняли:
«Один - мудрый, рассудительный, другой - озорной, третий - немного с ленцой, четвертый - все умеет - это, конечно, Самоделкин».
Правда новые персонажи в журнале все равно появлялись. Например, Хрюша Валерия Горбачева, или харизматичные звери Виктора Чижикова, художника, придумавшего Олимпийского Мишку. И если присмотреться, его медведь из «Веселых картинок» очень похож на символ Олимпиады-80:
«Пояс Олимпийского Мишки мне приснился. Я долго не знал, куда ему приделать "олимпийскость". И вдруг увидел воочию во сне. Я проснулся, записал. А утром помчался в олимпийский комитет брать домой оригинал и вырисовывать пояс».
В 1978 художник Виктор Пивоваров придумал сложить из веселых человечков название, ставшее также и логотипом журнала. Кроме Пивоварова над «Веселыми картинками» трудились Илья Кабаков, Эдуард Гороховский и другие художники, позже прославившиеся произведениями актуального искусства. «Веселые картинки» до сих пор гордятся тем, что были единственным неподцензурным советским изданием. Однажды на обложку попытались поставить портрет Брежнева, но он, видимо, слишком диссонировал с названием журнала. «Веселые картинки» пережили развал Союза, чуть не закрылись в 1998, но все-таки дожили до наших дней и в следующем году отметят свое 55-летие. А до конца февраля рисунки из журнала можно будет увидеть в здании Третьяковской галереи на Крымском валу.
| |