|
АСТАНА. 15 декабря. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - В этом году мы отмечаем 19-ю годовщину Независимости - 16 декабря 1991 года Верховным Советом нашей республики был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».
С этого момента начался новый отсчет времени в истории Казахстана - впервые за свою многовековую историю казахский народ получил возможность самостоятельно строить свое государство, развивать свою экономику и культуру, проводить самостоятельную внешнюю политику.
Под руководством Первого Президента - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, Казахстан за этот небольшой, по историческим меркам, срок, добился того, чего не смогли достичь многие страны, ставшие независимыми гораздо раньше. Благодаря дальновидной и взвешенной государственной политике в стране сохраняются стабильность, мир и межнациональное согласие. Энергичное проведение экономических реформ, сопровождавшееся своевременным законодательным их обеспечением, позволило создать основу для развития рыночной экономики. Это, в свою очередь, дало возможность молодому государству проводить последовательную и целенаправленную социальную политику, обеспечивающую неуклонный рост благосостояния народа, а также создать финансовые резервы для поддержки экономики и населения в неблагоприятные периоды. Устойчивость экономики и политической системы Казахстана наглядно проявилась во время последнего мирового финансово-экономического кризиса, когда, несмотря на значительное ухудшение ситуации на мировом рынке углеводородов и металлов, составляющих основу казахстанского экспорта, наша страна завершила 2009 год с приростом ВВП. Своевременно принятые Правительством, по поручению Главы государства, меры поддержки финансового сектора и добывающих отраслей, меры по сохранению и повышению занятости, позволили сохранить стабильность финансовой системы страны, не допустить массовой безработицы. Поэтому, в отличие от многих других постсоветских республик, в Казахстане не происходит социальных потрясений, стабилизируется миграция населения, увеличивается его естественный прирост.
Более того, уже в этом году Казахстан приступил к реализации Стратегического плана развития до 2020 года, предусматривающего диверсификацию экономики путем ее индустриально-инновационного развития. В ближайшие пять лет, как указано в Послании Президента народу «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана», планируется реализовать 162 проекта, общей стоимостью 6,5 триллиона тенге. С начала текущего года уже запущен ряд современных производств, которые станут основой модернизированной промышленности нашей страны. В сельскохозяйственном секторе также реализуется множество проектов, которые позволят преодолеть отставание отечественного агропромышленного комплекса, в полной мере использовать потенциал сельхозугодий страны.
В своей книге «Казахстанский путь» Президент Н.Назарбаев отмечал, что, находясь в составе СССР Казахстан, в основном, являлся поставщиком сырья, продовольствия и военной продукции.
«Все экономические и политические решения по деятельности Казахстана принимались в Москве. Например, мы имели возможность управлять всего 7% промышленности, а 93% промышленности и инфраструктуры было под управлением Москвы. Удельный вес торговли с РСФСР занимал 75%, с Украинской ССР - 15%, вследствие чего экспортный потенциал Казахстана был узко специализирован. Казахстану в нефтяной отрасли отводилась роль производителя и поставщика товарной нефти в трубопроводную систему Союза. При этом функции нефтегазовых предприятий были ограничены только операторством на месторождениях. Вопросы экономики нефтяных проектов, маркетинга и экспорта нефти и газа Москва оставляла за собой», - говорится в главе «Нефть как фундамент экономической независимости».
Самостоятельно распоряжаясь своими природными богатствами, Казахстан получил возможность для создания современной конкурентоспособной промышленности и агропромышленного комплекса.
«Я понимал, что качественное и эффективное освоение наших нефтяных ресурсов требовало широкого сотрудничества с крупнейшими мировыми нефтяными компаниями, имеющими богатейший опыт в области геологоразведочных работ, добыче, переработке углеводородного сырья, его транспортировки. Еще до приобретения независимости Казахстан начал постепенно налаживать переговорный процесс с титанами нефтяной промышленности», - отметил в этой же главе Н.Назарбаев.
Контракты, заключенные с зарубежными компаниями-недропользователями, позволяют государству стабильно получать весомый доход от реализации энергоносителей и металлов, а это, в свою очередь, дает возможность планомерно развивать несырьевые секторы экономики, поддерживать предпринимательскую деятельность, финансировать социальные программы.
Средства, получаемые от добычи полезных ископаемых, в основном, аккумулируются в Национальном фонде Казахстана. Высокая кредитоспособность нашей страны, в сочетании с целенаправленной работой по улучшению инвестиционного климата, позволяет осуществлять крупные проекты с участием международного капитала, в частности, по развитию транзитно-транспортной инфраструктуры.
С момента обретения независимости Казахстан строит свою внешнюю политику на принципах миролюбия и добрососедства. Еще в августе 1991 года Указом Президента был закрыт Семипалатинский ядерный испытательный полигон. А в декабре 1993 года Верховный Совет РК принял постановление «О присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия». Отказ Казахстана от четвертого в мире по мощности ядерного арсенала стал важной инициативой в деле нераспространения ядерного оружия, он позволил еще на заре независимости установить дружественные отношения с США, на которые были направлены советские ракеты, и другими ведущими государствами Запада.
Благодаря этой миролюбивой политике, активному стремлению к политическому, экономическому и культурному сотрудничеству, как с соседними государствами, так и странами дальнего зарубежья, вырос авторитет Казахстана и его Первого Президента на международной арене. Казахстан стал первым государством в Азии, и первым постсоветским государством, избранным на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Председательство в ОБСЕ в 2010 году позволило Казахстану продемонстрировать всему миру свои достижения, а проведение Саммита Организации на уровне глав государств в Астане еще более укрепило международный авторитет нашей страны. Выступавшие на Саммите лидеры ведущих государств мира, политики и эксперты отмечали настойчивость казахстанской дипломатии в достижении целей, обозначенных Президентом Н.Назарбаевым в качестве приоритетов председательства Казахстана в Организации. Инициативы Казахстана по расширению зоны деятельности ОБСЕ, максимальному использованию превентивных механизмов ОБСЕ для предотвращения эскалации затяжных конфликтов, были высоко оценены странами-членами Организации и нашли свое отражение в Астанинской декларации - документе, который определит главные направления работы ОБСЕ на предстоящий период.
Казахстан, как суверенное государство, не отгораживается от своих соседей, а, напротив, последовательно выдвигает инициативы, направленные на экономическую интеграцию со странами СНГ, на расширение политического, экономического и культурного сотрудничества с тюркоязычными странами. Значительным вкладом в дело укрепления всеобщей безопасности стал Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане, проводимый по инициативе Главы государства - уникальная площадка для диалога религий и цивилизаций.
В заключение можно отметить, что первым шагом к суверенитету Казахстана стало принятие 25 октября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики, в которой нашли отражение некоторые из тех основополагающих положений, которые позднее получили своё развитие в двух последующих Конституциях. Это, в первую очередь, намерение построить гуманное, демократическое и правовое государство, определение народа, как единственного источника государственной власти, провозглашение неделимости и неприкосновенности территории нашей страны. Эта дата, 25 октября, ранее отмечалась как День Республики, но в прошлом году этот праздник был отменен, поскольку Декларация о государственном суверенитете была больше политическим, чем юридическим документом. «Для законодательного закрепления суверенитета требовалось принятие соответствующего конституционного акта. Таким актом стал Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", принятый 16 декабря 1991 года», - написал Президент Н.Назарбаев в главе «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, 25 октября 1990 года» вышеупомянутой книги.
Здесь же он отметил, что День независимости должен быть не только официально утвержденной праздничной датой: «Этот день наполнен гораздо большим смыслом. Он стал точкой и в то же время новым началом в нашей борьбе за свою независимость. Сегодня каждый казахстанец может праздновать этот день и как день своей личной независимости и успеха».
Празднуя День Независимости, казахстанцы вспоминают также трагические события 16 декабря 1986 года, когда в Алматы патриотически настроенная казахская молодежь выступила против решения партийного руководства страны назначить на руководство Казахстаном постороннего функционера. Это выступление стало одним из ярких проявлений стремления казахского народа к свободе и независимости, помогло укрепить национальное самосознание народа и, в конечном счете, способствовало успешному развитию Казахстана после обретения независимости.
| |