|
В областном краеведческом музее проходит выставка работ российских мастериц «Трансформации впечатлений», на которой представлены работы из Москвы, Иваново, Рязани, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Урала. В экспозиции - около пятисот произведений.
В экспозиции - около пятисот произведений, выполненных во всех известных техниках лоскутного шитья. Как и обещали организаторы, раз в неделю на выставке проводятся мастер-классы. На очередном занятии шили летние сумки в технике оригами. И все же, главный урок мастерства - сама выставка, это признают все. Еще на открытии было ясно, что выставка удалась. Казалось бы, здесь соединяется несоединимое: работы профессиональных художников, например, костюмы Татьяны Бердниковой из Челябинска, московского дизайнера Ксении Дмитриевой. И рядом любительские работы, которые при этом не отличишь от профессиональных. Настолько сложные используются приемы, чувствуется хороший вкус. Это уже не простенькие бабушкины половички, а тканые картины, изысканные лоскутные одеяла, дамские сумочки и настенные панно. От бабушек - традиции, от сегодняшнего дня - сложные технологии, высокий уровень исполнения. Некоторые работы, представленные этой выставке, даже попали в европейские каталоги. «Каждая работа чему-то учит, - считает костюмер театра "Манекен" Вера Гарина. - У каждой мастерицы свое видение и умение. И вглядываешься, вчитываешься в каждой сантиметр любой работы». Люди опытные подолгу изучают панно «Цветочные фантазии от Эльзаса до Цюриха» Ирины Лебедевой из Рязани. Вроде ничего особенного, даже цветов не видно. Но таково авторское решение - фантазия, созданная из сотен лоскутков разной формы, цвета и фактуры. Новое направление лоскутного шитья - машинная стежка, дающая объем. Она требует особой виртуозности. Машинка ведь не волшебная. Каждый завиток надо выстрочить, каждую тряпочку на три раза вывернуть, прострочить. А до этого много рисовать на бумаге, чтобы натренировать руку. Оказывается, на ткани можно выразить все - страсть, пламя костра, капли дождя за окном, узоры и многоцветье уральских минералов. Людмила Качура из Златоуста делает это мастерски. «Это не просто мазки краски, которые нанес и можно потом закрасить. Это надо сшивать между собой, пришивать», - отмечает Вера Гарина. Работу «За окном дождь» Вера Гарина задумала, когда стояла жара, засуха. Очень захотелось передать ощущение свежести, дождя. И рисунок на ткани преобразился, невзрачные цветы заиграли. Дошивала ночью, бусинки напоминали капельки дождя. И словно чудо - наутро пошел дождь. Вера Гарина рассказывает: «Взяла обычную постельную бязь, обычные крупные цветы, ничем не примечательные. Когда располосовала вдоль и поперек, насшивала, получился эффект размытого окна, а за окном в саду цветы». Панно «Архангел Гавриил» соткано по эскизам заслуженного художника России Юрия Егакова, который более 30 лет занимается ткачеством. Мастерицы ткали его в Златоусте. Работа очень тонкая. Чтобы повторить живопись эскиза, каждый мазок краски художника, цвета не хватает. Надо оттенков в 30-40 раз больше. Важно почувствовать, как один цвет постепенно гаснет и переливается в другой. Это музыка. «Эти вещи всегда настроены на человека. Они не отвлеченные, не холодные. Не сами в себе. Они всегда диалогичны», - подчеркивает искусствовед Галия Малоушкина. Два детских одеяла сшила челябинская мастерица Светлана Пальянова - «Аленький цветочек» и «Морозко». Чтобы рассказать свою сказку, она использовала более ста видов ситца. Это сто кучек лоскутов, из каждой кучки надо взять нужную тряпочку и пришить в нужное место. Техника традиционная: так называемый русский квадрат - квадрат в квадрате - и алмаз - граненый квадрат. Точно такие же одеяла, только менее сложные по рисунку, делали наши прабабушки.
| |