|
На открывшейся в понедельник в Брюсселе встрече министров иностранных дел Европейского союза обсуждаются вопросы подготовки к запланированному на сентябрь саммиту Совета Европы. Кроме этого, в течение двух дней главы МИД европейских стран обсудят бельгийскую программу председательствования в ЕС, беспрецедентный по масштабу пакет односторонних европейских санкций против Ирана, другие темы, связанные с внешнеполитической деятельностью сообщества.
Одним из ключевых моментов встречи должно стать объявление о начале работы новой внешнеполитической службы Евросоюза под руководством верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности британской баронессой Кэтрин Эштон, которой изначально и была поручена подготовка концепции дипслужбы.
Напомним, что разговоры о необходимости введения в Евросоюзе института «европейского МИД» велись уже давно. «Зеленый свет» созданию внешнеполитической службы Евросоюза был дан в апреле этого года на министерской встрече глав МИД двадцати семи стран сообщества в Люксембурге. В июне на встрече в Мадриде представители Европарламента, Еврокомиссии и Совета ЕС достигли политической договоренности относительно функций, структуры и кадрового состава создаваемой внешнеполитической службы. А в июле на пленарном заседании в Страсбурге Европарламент эти договоренности институтов Евросоюза утвердил.
Проект внешнеполитической службы сообщества предполагает, что МИД ЕС заработает с 1 января 2011 года. Причем, как и большинство евроструктур, количественный состав нового образования будет весьма значительным. Только на начальном этапе штат находящейся в Брюсселе штаб-квартиры будет состоять из 1525 чиновников Еврокомиссии и Совета ЕС. Кадровый состав, МИД ЕС, по меньшей мере, на 60% также будет сформирован из чиновников Еврокомиссии и Совета ЕС, которые будут работать на постоянной основе. Остальные кадры поставят страны-члены ЕС, но их будут нанимать временно - на восемь лет с возможностью продления еще на два года. В соответствии с Лиссабонским договором, представительства внешнеполитической службы ЕС откроют в 136 странах мира.
Между тем, начало работы «европейского МИД» пока носит символический характер. Несмотря на то, что ранее Кэтрин Эштон уже объявила о назначении десяти ключевых чиновников центрального аппарата, полноценная внешнеполитическая служба до сих пор не сформирована. По прогнозам аналитиков, она сможет практически заработать лишь не ранее осени, а то и зимы.
Кроме того, после вступления в силу Лиссабонского договора, положившего начало созданию внешнеполитической структуры ЕС, между европейскими странами разгорелась ожесточенная борьба за ключевые посты и влияние в новой службе. Открытым пока остается вопрос о будущем распределении полномочий между зарубежными миссиями ЕС и посольствами национальных государств.
По сообщениям СМИ, для начала Эштон рассчитывает взять в свои руки значительную часть консульских функций, а также ее миссии должны будут представлять во всем мире интересы малых государств Евросоюза, не имеющих средств на поддержание значительного числа посольств. В то же время ведущие страны ЕС твердо заявляют, что миссии Евросоюза за рубежом могут лишь дополнять деятельность национальных посольств, но не конкурировать с ними.
Как будут распределяться роли - пока еще неизвестно; между тем, существует мнение, что переговоры Европы и России станут проще, так как у 27 стран позиция будет одна на всех, и не придется договариваться с каждым государством по отдельности. Прежде всего, это касается предложенного Россией договора о евробезопасности, а также перехода РФ и ЕС к безвизовому режиму. В частности, как заявлял постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов , «технических препятствий» для этого «практически не осталось, требуется только политическая воля 27 столиц ЕС».
Впрочем, ясно, что процесс внедрения европейского МИД будет долгим и сложным, а политическую волю 27 столиц будут вырабатывать еще довольно долго. Москва пока ждет, чем закончится процесс формирования новой структуры внутри Евросоюза. Как отмечал российский постпред при ЕС, имея в виду Эштон с ее внешнеполитической службой: «Ей дали в руки руль, а колеса к машине, сказали, потом будут. Но двигаться надо вперед».
Дмитрий Пановкин
| |