|
В студии AIF.RU побывал необычный гость, владелец клуба «Чайная высота. Дом чая и мороженого» Виктор Енин
Любите ли вы чай, так же, как чайный мороженщик Виктор Енин? Если да, то день этого восхитительного напитка, который отмечается 15 декабря, для вас не пустой звук. А если нет, и вас вполне устраивает чашка чая, заваренная из пакетика, то вы многое теряете, и это подтвердит целая армия чаеманов, ведь этот напиток поднимает настроение и благотворно влияет на здоровье, к тому же он бесконечно вкусный!
Руководитель клуба «Чайная высота. Дом чая и мороженого» на Покровке Виктор Енин в прямом эфире AIF.RU рассказал о том, какой чай полезнее, черный или зеленый, поведал о чайных традициях и происхождении чая.
«АиФ»: - На нашем столе стоит трехлапая лягушка. Для чего она предназначена? Виктор Енин: - Эта лягушка для поливания кипятком. В китайском чаепитии всегда есть некоторый избыток чая и кипятка, которым прогревается посуда вначале. Этот избыток можно просто вылить в чайный столик, но, заметьте, интереснее лить это на жабу. Для китайца жаба может нести и благопожелательный символический смысл, но к чаю это не имеет никакого отношения. Просто с ней чаепитие позитивнее. Это чайная игрушка. «АиФ»: - Если при изготовлении вина стараются добиться всегда одного вкуса, то у чая вкус всегда новый, так ли это?
Виктор Енин: - Действительно, чай меняется. Но и к вину есть разные подходы. Есть вина, в которых ценится их постоянство из года в год, а есть вина, которые ценятся за уникальность вкуса определенного урожая, удачного стечения обстоятельств. То же самое наблюдается в китайской чайной традиции: уделяют внимание тому, как чай проявляется в связи с погодными условиями, в которых он рос и собирался. Он изменчив, при этом сорта не смешивают. Плантационный сбор, почти полное отсутствие купажирования - это китайская традиция. В Европейской традиции (английской) присутствует смешивание чаев, купажирование. Когда чай из разных регионов, разного изготовления, разный по качеству, смешивается для того, чтобы из года в год потребителю предоставлять один и тот же узнаваемый вкус, аромат, цвет. Тогда у потребителя, далекого от места существования традиции, возникает новый приоритет, предложенный английским производителем.
Это совсем другая идея - пить чай из года в год одинаковый. Такой «старый добрый чай». Это два принципиально различающихся подхода. Английская концепция чая сформировалась только к середине XIX в. Я упомянул количество именных сортов - около полутора тысяч в китайской традиции. Есть ещё и географический, исторический фактор. В течение нескольких тысяч лет чай был продуктом исключительно китайской традиции, считается, что ее истоки начинаются 5 тыс лет назад. Документальных свидетельств того периода нет, но есть косвенные указания на достоверность этой датировки.
Изначально чай использовался не столько как напиток, сколько в качестве лекарственного средства, в ритуальных целях и т.д. Чай как чаепитие в китайской истории задокументирован в середине первого тысячелетия до нашей эры - это тоже приличный срок. До династии Хань чай собирали с дикорастущих растений. Такой лесной чай. Сейчас это тоже существует, но в большей степени после династии Хань появились чайные сады, началась селекционная работа, постепенно совершенствовались способы обработки чая. Каждая китайская династия характеризуется новыми подходами к чаепитию, чертами, технологиями заваривания, изготовления посуды и т.д. На протяжении всей китайской истории чай меняется - это довольно живая культура. Мы плавно перешли к китайской традиции, которой я и занимаюсь уже около 9 лет. В основном работаю с чаем коллекционного качества, высокосортными чаями. Далеко не все, что можно сказать о коллекционных китайских чаях, может быть применимо к прочим чайным традициям. Вообще, надо сказать, почти нет универсальных правил, которые были бы справедливы по отношению ко всем чаям. «АиФ»: - Ваш чайный клуб находится в Доме чайного купца Боткина. В этом есть перст судьбы. Этот купец возил в Россию китайские чаи, ведь тогда индийских, наверное, ещё и не было...
Виктор Енин: - На тот момент (середина XIX века) индийские чаи только появились. В Индии есть районы, в которых чай всегда рос, но не использовался. Культивирование чая в Индии началось в начале XIX века, в связи с тем, что европейские державы к тому моменту распробовали чай, узнали насколько он вкусен, полезен, хорош, имеет спрос. В то же время торговый баланс европейских держав - Голландии, Британии - с Китаем был специфическим. Все, что нужно было Китаю, имелось у него в наличии. Китай не торговал за денежные знаки. То, что можно было предложить Китаю - ограниченный список товаров. У России, кстати, были более благоприятные торговые отношения с Китаем. Туда поставлялся русский текстиль, древесина, металлы, полудрагоценные камни. Взамен и Европе и России были нужны чай, фарфор, шелк - китайские изобретения, нашедшие применение за границей. «АиФ»: - Существует мнение, что чайные церемонии - очень сложное искусство, надо правильно все делать, иначе чай не получится. В вашем чайном клубе особых сложностей нет, все довольно просто, подобное можно делать и дома, не так ли?
Виктор Енин: - Здесь есть одно из немногочисленных утверждений, которые можно отнести ко всем чаям. Культура чаепития в каждой стране сталкивается со своими особенностями, по-своему развивается, приобретает свои черты. В каждой культуре чаепитие стремится к некой ритуализации. Стоит ли ее переоценивать и придавать этому какой-то особый статус - это вопрос. Я думаю, очень важно, чтобы ритуальность была дозирована, адекватна ситуации, потому что чай - это продукт. Я уверен, что чаепитие нужно рассматривать не как ритуал, а как продукт, полезный, вкусный, любопытный, интересный, разнообразный, увлекательный. Не чай нужен для того, чтобы организовать церемонию, а церемония должна быть такой, чтобы раскрыть свойство чая адекватно ситуации.
«АиФ»: - Как проявляется эта ритуальность в разных культурах?
Виктор Енин: - В Китае в разные исторические эпохи формировались различные стили приготовления. Во время правления династии Тан это было приготовление на огне, чай готовился подобно супу. То, что в московских чайных клубах воспроизводится по методу Лу Юя. Это способ, при котором из чая готовится густой отвар однократно.
Затем появились порошковые чаи, которые на сегодняшний момент мы видим сохранившимися в японской чайной традиции. Такой чай измельчается в тончайшую пудру, затем взбивается небольшим количеством воды в суспензию с пеной. Такая традиция возникла в Китае во время правления династии Сун.
Позже во время правления династии Мин появляются чаи рассыпные, до этого чаи были прессованные. Возникает новая чайная посуда. Это другая утварь, подход, последовательность приготовления.
Когда чай попадает в английскую традицию, возникает другая ритуализация, например, общенациональное чаепитие Файв-о-клок, специфические традиции с учетом местной существующей культуры. Адекватность - это ключевая позиция при выборе способа чаепития, который будет правильным для вас. Есть чаепитие с множеством утвари. Один из основных способов чаепития в клубах Москвы - Гунфу-чаепитие (чаепитие высокого мастерства), по другому это переводится как «Чаепитие свободного времени». Чаепитие прекрасно настраивает на беседу, это может быть разговор друзей, празднование торжественного повода, или переговоры, в том числе способные решить острые вопросы. Чай умиротворяет, дает ясность мысли, бодрость ума, снимает усталость. Чаепитие благоприятный способ, как для проведения досуга, так и для проведения рабочих встреч. «АиФ»: - Вы сейчас можете показать и рассказать, что такое последовательность заваривания?
| |