|
Арест основателя сайта Wikileaks Джулиана Ассанжа, а также давление со стороны американского государства на компании, сотрудничающие в той или иной степени с этим скандальным ресурсом, вызвали гневную реакцию со стороны единомышленников австралийского «узника совести», среди которых оказалось и немало интернет-хакеров.
Последние продемонстрировали свои возможности, осуществив серию атак на сайты враждебных Ассанжу организаций.
О том, чем может закончиться эта кибер-война, в интервью «Росбалту» рассказал Рауль «Nobody» Кьеза - в прошлом самый знаменитый «этический хакер» Италии, а сегодня глава компании Mediaservice, занимающейся вопросами информационной безопасности.
Кроме того, г-н Кьеза состоит в должности старшего советника по стратегическим альянсам и вопросам киберпреступлений при Межрегиональном научно-исследовательском институте Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия.
- Была ли это спонтанная атака, или же, наоборот, речь идет о хорошо спланированных и организованных действиях хакеров?
- Я считаю, что атака, которая началась в результате публикации сверхсекретных документов на сайте Wikileaks, была спонтанной. Однако, начавшись, она перестала быть таковой. Она, конечно, не была организована людьми из Wikileaks. Она была результатом того, что хакеры со всего мира приняли общее решение нанести удар по врагам Wikileaks, таким как MasterCard, PayPal. Затем постепенно, однако, кампания слегка вышла из-под контроля, и удар был нанесен также по компаниям, которые не имели отношения к случившемуся, таким как, например, Amazon. И хотел бы отметить, что хакеры всегда тщательно планируют свои действия. Этот случай - не исключение.
- Как правило, хакера представляют себе одинокой персоной, проводящей все свое время у компьютера, пытаясь взломать сложнейшие системы защиты. С каких пор хакеры стали группой, у которой есть свои идеалы, принципы, которые они готовы совместно защищать?
- Знаете, обмен идеями и идеалами, создание групп и команд всегда было частью хакерской культуры. Хакерство всегда базировалось на работе группы, на коллективной работе, я бы даже сказал. Действительно, хакеры были одиночками в прошлом - в 1980-90-е гг., и это было связано с самыми первыми волнами борьбы с хакерами. Тогда хакеры прятались, скрывали свои настоящие имена и т.д.
Затем все поменялось. Появились так называемые «этические хакеры», которые взламывали системы, но вместо того, чтобы пользоваться этим преимуществом, помогали компаниям решить выявленные проблемы. Вместе с ними, правда, появились хакеры, которые занимались атаками, направленными на искажение внешнего вида веб-сайта и т.д. То есть появилось много видов и подвидов хакеров, у которых были разные цели и мотивации. Появился даже такой феномен как «хактивизм», обозначающий группы хакеров, которыми движут религиозные, политические или иные мотивации. Именно это мы наблюдали в Эстонии в 2007 г. и в Грузии в 2008 г.
В случае с Wikileaks хакеры вели атаки, которые подпадают под тип «распределенный отказ в обслуживании», то есть полное или частичное блокирование множеством серверов программного обеспечения сайта (англ. DDoS - Distributed Denial of Service - «Росбалт»), как, впрочем, это было и в вышеупомянутых случаях.
Эти атаки, организованные с домашних компьютеров, можно, пожалуй, сравнить с сидячими забастовками в общественных местах, которые были популярны в прошлом. У хакеров те же цели, что и у бастующих в прошлом, просто разные методы.
- Насколько сильным был ответ хакеров? Какой ущерб был нанесен? Сколько продлится эта кампания?
- Очевидно, что дипломатические отношения уже никогда не будут такими, как прежде. Сколько это может длиться? Возможно, бесконечно. Я имею в виду то, что сайт Wikileaks запустил новый процесс, сформировал новый подход к старым вопросам. Теперь это будет частью нашей жизни. В том, что касается атаки со стороны хакеров, то я не думаю, что это будет долгая кампания. Хакеры не хотят, чтобы общество воспринимало их в качестве «плохих парней», они хотят быть «хактивистами» - людьми, которые отстаивают свои идеи таким вот способом.
- Как вы думаете, приведет ли прецендент с Wikileaks к созданию международного права в области защиты информации?
- Думаю, что да. Я полагаю, что в политической сфере будет создано что-то новое для того, чтобы защитить информацию государств. Однозначно, что США должны пересмотреть свой подход к секретной информации, к тому, как хранится эта информация и то, кто может иметь к ней доступ. Несмотря на то, что после событий 11 сентября все американские спецслужбы требовали более широкого доступа к файлам своих коллег из других ведомств, после случая с Wikileaks, который уже получил название «цифровое 11 сентября», процесс пойдет в противоположную сторону. Wikileaks изменил дипломатические отношения во всем мире, а также процесс обмена информацией внутри служб США. Это главные итоги произошедшего.
Беседовала Юлия Нетесова
| |