|
24 июля 2010 года завершился Первый Одесский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия, состоявшейся в Национальном академическом театре оперы и балета, главный приз - статуэтку с изображением основателя Одессы Дюка де Ришелье, памятный диплом и денежное вознаграждение в размере $15 тыс. - получил режиссер Андрей Кавун.
Его новая работа, фильм «Детям до 16», удостоилась не только звания «лучшего фильма» по мнению жюри под председательством Йоса Стеллинга, но и приза зрительских симпатий (диплом и $5 тыс.). Эта трогательная картина о превратностях любви, которую российские киноманы смогут увидеть в прокате с 16 сентября 2010 года, получила 80% голосов.
Таким образом, Первый Одесский международный кинофестиваль, как и прошедший месяцем раньше 32-й Московский Международный кинофестиваль, продемонстрировал единодушие членов жюри и зрителей. О чем свидетельствует наметившаяся тенденция? К сожалению, скорее всего, о том, что конкурсные программы названных киносмотров в этом году были - нет, не слабыми, а... - какими-то уж очень средненькими. Однако Первому Одесскому кинофестивалю, в силу его молодости и неопытности, можно простить конкурс из шестнадцати крепких, но невыдающихся картин, среди которых были и очень душевные фильмы (испанская комедия «Толстяки», режиссер и сценарист Даниэль Санчес Аревало), и очень странные ленты (японский «Символ», режиссер Хитоси Матсумото), и даже откровенно плохое кино (русско-украинский «Пистолет Страдивари», режиссер Алексей Луканев). Хочется верить, что в дальнейшем одесский киносмотр подтянет уровень конкурсной программы до уровня своих внеконкурсных и ретроспективных показов, которые, надо сказать, оказались не только достойными, но и невероятно посещаемыми. Аншлаги были на показе нового фильма Романа Полански «Писатель-призрак» и почти на всех сеансах программы «Новое русское кино». По-видимому, зрителям хотелось громких премьер (как в случае с «Писателем-призраком») и разговоров с создателями картин (после каждого показа российских картин в зал выходила съемочная группа, готовая отвечать на любые вопросы собравшейся аудитории). К тому же, у одесской публики был почти уникальный шанс посмотреть в кинотеатрах русские фильмы не в украинском дубляже, поскольку фестиваль не попадает под соответствующий закон и может показывать картины на языке оригинала.
Помимо Андрея Кавуна, призы жюри получили Юлиуш Махульски, автор фильма «Колыбельная», удостоившийся звания «лучший режиссер», и «лучший актер» Яап Спайкерс, исполнивший главную роль в фильме «Кондитер» режиссера Анемари ван де Монда. Специальными призами были отмечены картины «Мое самоубийство» (режиссер Дэвид Ли Миллер) и «Октябрь» (режиссеры Даниэль и Диего Вега).
По пристальному вниманию публики и по теплой атмосфере, которая царила на киносмотре не только в дни его открытия и закрытия, можно сказать, что Первый Одесский Международный кинофестиваль состоялся. Огромным плюсом его программы стал круглый стол «Киноидустрия в Одессе», прошедший в кинотеатре «Родина» 24 июля 2010 года. В этом деловом мероприятии приняли участие глава Государственной службы кинематографии Украины Екатерина Копылова, заместитель губернатора Одесской области Дмитрий Волошенков, директор Одесской киностудии Виктор Ноздрюхин-Заболотный, продюсер Сергей Члиянц, польский режиссер Кшиштоф Занусси и специальные гости из Москвы - Ситора Алиева, Александр Гордон. Обсуждение текущего состояния кинопроизводства в Одессе стало серьезной заявкой на то, что впоследствии фестиваль намерен решать не только творческие, но и индустриальные проблемы. Об этом на одной из пресс-конференций говорила Президент фестиваля Виктория Тигипко.
Что организаторам удастся сделать в будущем и на каких ошибках они решат поучиться, покажет время. Неизменным, в любом случае, останется одно - важнейшим из искусств в Одессе было, есть и будет...кино!
| |