|
11 декабря в кинотеатре «35 мм» прошла премьера психологического триллера «Гидравлика». Сергей Самсонов (Андрей Мерзликин), молодой человек лет тридцати двух в костюме менеджера среднего звена, предлагает выпивающим в баре-стоячке мужичкам импортную косметику.
Предсказуемо не встретив понимания у не самой подходящей для такого бизнеса аудитории, Сергей сам устраивается у одного из столиков с бутылочкой пивка. Авангард Савельевич (Юрий Ваксман), один из его недоброжелательных клиентов, сжалившись над неудачливым коммивояжером - или, говоря по-русски, коробейником, - обращается к Самсонову с необычным рискованным предложением... Психологический триллер «Гидравлика» относится к тому редкому роду фильмов, синопсис которых нельзя пересказывать менее чем в трех предложениях. Дело в том, что это настолько туго закрученная, напряженная история, изобилующая неожиданными поворотами, что любой более подробный пересказ превращается в пресловутые спойлеры. А от психологического триллера, построенного на диалогах и непредсказуемом развитии сюжета, удовольствие можно получить, как и от хорошего детектива, только когда не знаешь о развитии событий вообще ничего, от начала до конца. Единственное - можно, наверное, немного пояснить странное название картины. Дело в том, что один из главных героев в прошлом - студент-гидротехник, любитель нагнетать в системе давление вплоть до разрыва труб от гидроудара. Есть в кинематографе замечательный жанр, который можно было бы назвать «театр на экране». Все действие происходит в замкнутом пространстве, которым могла бы быть и театральная сцена, никаких трюков и спецэффектов - все строится прежде всего на диалогах героев и, значит, на актерской игре. Это жанр, требующий большого мастерства и, прежде всего, прекрасной драматургии и блестящей актерской игры. Не удивительно, что в современном российском кино его не жалуют, поэтому особенно неожиданно и приятно вдруг увидеть на широком экране совершенно не разрекламированный фильм, полностью отвечающий всем представлениям об идеальном психологическом триллере в замкнутом пространстве, построенном на диалогах двух-трех персонажей. Впрочем, определиться с жанром «Гидравлики» не так-то просто - это и камерная драма, и трагикомический фарс (с юмором, несколько, правда, черноватым, у ленты все в порядке). В советские времена камерные драмы, подобные «Гидравлике», процветали на кино- и телеэкранах. Не было недостатка ни в драматургах высшего театрального класса, ни в актерах, способных с невероятным блеском решать самые сложные задачи - достаточно вспомнить такие картины, как «Тема» или «Без свидетелей» с Михаилом Ульяновым, впрочем, список можно продолжать почти до бесконечности. Честно говоря, поставить работу Андрея Мерзликина на одну доску с работами Ульянова все же не получается, но и «Гидравлика» не предлагает зрителю опускаться в бездонные глубины человеческой души, а скорее увлекает его непредсказуемо и стремительно развивающимся сюжетом. И здесь нельзя не признать, что Мерзликин блестяще справляется со своей отнюдь не простой ролью. Исполнители других ролей также играют безупречно, и следить за их работой одно удовольствие. Что необычно для большинства камерных драм - в «Гидравлике» очень интересная, увлекательная операторская работа, так что, несмотря на отсутствие формальной зрелищности, этот фильм стоит посмотреть на большом экране.
| |