|
В России не одна страна, а три. Две недавно столкнулись в ходе беспорядков, организованных националистами и провокаторами в столице. А в третьей живут российские власти - она с двумя первыми существует в параллельных пространствах. И этого мало кого волнует. Такие выводы можно сделать по итогам последнего в этом году Московского политклуба «Росбалта».
Столкновения националистически настроенной молодежи, не подконтрольной ни одной из крупных организаций фашистского толка, с правоохранительными органами - это политический протест. И любые другие трактовки этого события бессмысленны, считают все участники дискуссии «Беспорядки на Манежной площади: что делать дальше?». Вопрос в том, какие выводы надлежит из этого сделать. И тут мнения, разумеется, расходятся.
В частности, директор информационно-аналитического центра СОВА Александр Верховский считает, что первое, что должны сделать правоохранительные органы, это провести полноценное расследование и наказать за «нападения на людей». Также необходимо принять меры по снижению влияния националистов на фанатские движения - полностью устранить это явление нельзя, но, как свидетельствует зарубежный опыт, минимизировать можно. Параллельно государство должно «прилагать хотя бы какие-то усилия к повышению толерантности общества, поскольку в целом оно сегодня в России "достаточно расистское", и это относится практически ко всем населяющим РФ народам.
Наконец, государство должно взять на себя ответственность за интеграцию мигрантов в российское общество, поскольку Северный Кавказ сегодня по стилю управления все больше напоминает колонию, а проблемы с миграцией в реальности не решаются. При этом директор информационно-аналитического центра СОВА уверен, что властям пора отказываться от привычных средств работы с мигрантами, зачастую дающими обратный результат. "Если аксакалы будут продолжать так „нести ответственность" за своих хамов, это будет конец современного общества и страны", - констатирует Верховский, указывая на то, что без полноценной интеграции в общество диаспоры будут и дальше жить по своим законам, которые заметно отличаются от общепринятых правил и норм поведения.
Руководитель миграционно-правового центра "Миграция и закон" Гавхар Джураева полагает, что полностью отказываться от принципа работы с диаспорами контрпродуктивно, однако, по ее мнению, лидеры "официальных" диаспор "зациклились на участии в общероссийских тусовках", а также на выгодном для себя теневом бизнесе. За долгие годы сложилась устойчивая ситуация, когда иностранный рабочий из восточных стран СНГ ищет защиты только в своей диаспоре, которая за это его нещадно эксплуатирует, констатирует эксперт.
Считая такую практику глубоко порочной, Гавхар Джураева предлагает "запретить диаспорам коммерческую деятельность" и найти способ ориентировать национальных лидеров на общественную и правозащитную работу. От миграционной политики, по мнению выступавшей, следует отстранить также органы МВД, допускающие полицейский произвол.
Однако Владимир Тор, как представитель той части российского общества, которая предпочитает говорить, что "основой общегражданской идентичности может служить только русская нация", склонен поддержать участников беспорядков на Манежной площади. Для возвращения ситуации в нормальное русло и прекращения волнений он предлагает, в первую очередь, "начать диалог с цивилизованным русским национализмом", дать ему возможность участвовать в политической жизни страны, что "невозможно без широчайшей демократии".
Среди конкретных мер, предложенных Владимиром Тором, также резкое ужесточение миграционной политики, в частности, каждого мигранта (по швейцарскому образцу) при въезде необходимо обязать вносить денежную сумму, которая могла бы быть израсходована на его депортацию. Также, как и многие националисты, он предлагает отменить ст. 282 Уголовного кодекса РФ о разжигании национальной розни. Ну а для нормализации отношения к выходцам из республик Северного Кавказа, которые, как считает большая часть общества, живут за счет других субъектов федерации, необходимо отменить дотации для этого региона, поясняет Тор
А вот депутат Государственной думы от КПРФ Александр Куликов в той же дискуссии особо выделил "исключительную слабость всей правоохранительной системы, ее неспособность отвечать на вызовы криминального мира - как общеуголовного, так и националистического". По оценке Куликова, подход к реформированию МВД "ненаучен и непрофессионален", а судебная реформа провалилась. И вместо продолжения реформ, в рамках которых за год так ничего и не было сделано, после начала беспорядков "началось перетягивание одеяла по принципу „кто виноват?"
Говорить же надо о том, что существующая „политическая система - с точки зрения защиты и реализации прав граждан - несостоятельна". И для нормализации ситуации необходима реформа правоохранительной системы", кроме того, надо задуматься о том, насколько состоятельна действующая российская Конституция, "писавшаяся под одного человека", не соответствующая вызовам нынешнего исторического периода, уверен Куликов.
Правда, не все участники дискуссии оказались согласны с тем, что "милиция все проморгала". По мнению директора Центра новой социологии и изучения практической политики "Феникс" Александра Тарасова, федеральная власть к происходящему была готова, а действия милиции объясняются вовсе не неспособностью обеспечить порядок, а желанием некоторых сил спровоцировать обострение. Не отрицая, что не власти вывели националистически настроенную молодежь на Манежную площадь, Тарасов отмечает, что настоящий погром был в том же самом месте в 2002 году, а участвовали в нем тогда именно футбольные болельщики, пришедшие посмотреть матч. Правда, некоторые из них зачем-то захватили тогда с собой бутылки с коктейлем Молотова. А закончился вечер настоящими погромами, сопровождавшимися поджогами машин и драками с милицией. И после этого власти ужесточили антиэкстремистское законодательство.
Вот и теперь, вне зависимости от того, кто начал беспорядки на Манежной площади и кто спровоцировал новые столкновения милиции, националистов и выходцев из северокавказских республик в столице 15 декабря, власти призывают к ужесточению законодательства. В итоге, в самое ближайшее время, по прогнозу Тарасова, следует ожидать "закручивания гаек в отношении любых уличных шествий".
А проблема, между тем, будет оставаться нерешенной. Причем настолько основательно нерешенной, что никто - ни эксперты (в том числе участники Московского политклуба "Росбалта"), ни власти, ни правоохранительные органы, ни даже "цивилизованные" русские националисты - не смогут ответить на простой вопрос: каким образом были организованы беспорядки, кто руководил собравшимися. Власть и оппозиция будут обвинять друг друга в провокациях, зоркие наблюдатели - выискивать среди участников явных провокаторов, в наличии которых и так мало кто сомневается, милиция - предотвращать новые беспорядки по мере сил, ну а о том, что делать теперь, когда джин националистических беспорядков случайно или сознательно был выпущен из бутылки, в предвыборный год говорить не будут.
Как итог - националисты будут продолжать жить в России, которая, по их словам, для русских, радикалы из северокавказских республик - в России, где не действуют никакие законы, кроме права сильного, власть - в своей собственной стране, существующей только в эфире центральных телеканалов. Ну а рядовым россиянам останется жаться по углам в их родной Российской Федерации, где права на жизнь и на безопасность им никто не гарантирует.
Иван Преображенский
| |