|
Кажется, в России действительно возможна какая-то совсем другая модернизация, чем бывали прежде. Император Петр и Сталин модернизацию проводили эффективно, но кроваво, и не для народа, а посредством его.
И тем бережнее мы должны относится к памяти о том, что в те, прошлые модернизации, народ вынес и чего добился. Например, на следующей неделе Россия вновь отметит День энергетика, а конкретно - 70-летие волжских ГЭС в Угличе и в Рыбинске.
Шестьдесят два оборота в минуту - не больше и не меньше. Вот так - чётко и ритмично - уже 70 лет этот гидроагрегат на Угличской станции работает без перебоев - согласно диспетчерскому графику.
Трудно поверить, что здесь, до начала строительства двух ГЭС, одну из крупнейших рек на Земле можно было переходить в брод.
«Волга была очень мелкая, и в августе месяце уже пароходы не ходили. И мы купались, переходили Волгу в середине прямо пешком. И на левом берегу, где сейчас шлюз, там были три озера, там мы лилии рвали», - вспоминает Ирина Колобова, жительница города Углича Ярославской области.
Архив 1935 года. Совнарком СССР утверждает грандиозный технический проект - строительство гидроузла в районе Рыбинска. Текст из архива: «Волга станет источником дешевой электроэнергии и судоходной на всем её протяжении».
Шесть лет масштабных работ. Строят ГЭС в основном политзаключенные. И вот наконец в апреле 1941-го долгожданное открытие шлюзов. Рыбинское водохранилище наполняется стремительно, столь же стремительно меняется внешний облик региона. Те времена Николай Новотельнов вспоминает не без грусти. Проведя лучшие годы в родном городе, он, как и тысячи местных жителей, вынужден был навсегда переселиться.
«Наш дом разобрали, сплотили вниз по Волге, вот привезли в город Рыбинск. Здесь выкатили, поставили, и в 40-м году мы на барже сюда приехали, со всем имуществом», - говорит Николай Новотельнов, бывший житель города Молога.
Но история состоит из парадоксов. Болезненный эксперимент над природой и образом жизни спас Москву в годы Великой Отечественной.
Еще в начале войны, в августе 41-го, немецкие летчики не раз пытались найти и уничтожить ГЭС в районе Углича и Рыбинска. Именно эти две станции по сути обеспечивали электроэнергией Москву в годы войны. К счастью, планам немецкого командования не было суждено сбыться. Станции сохранились и работают до сих пор.
Возле ГЭС установили зенитные батареи, они не раз сбивали фашистские «юнкерсы». А вот здесь, под Калязином, неподалеку от знаменитой колокольни Никольского собора, даже соорудили муляж станции - его вражеские эскадрильи бомбили нещадно.
«На соседней - Рыбинской - в те годы успели запустить только два из шести агрегатов. Под все остальные только вырыли котлованы, но оборудования не завезли. Немцы полагая, что оно там есть, регулярно сбрасывали бомбы. Позже у одного летчика даже нашли грамоту за прямое попадание в станцию. Чего естественно, никогда не было», - рассказывает Ольга Хворыгина, экскурсовод Музея гидроэнергетики в Угличе Ярославской области.
Окончательно на проектную мощность ГЭС вышли только в начале 50-х и по своему оснащению тогда не уступали аналогичным станциям Европы и Америки. А что же сегодня, спустя 70 лет? Первое, что бросается в глаза, - сохранившиеся здесь даже не старые, а раритетные механизмы, которые, впрочем, не надо менять: настолько хорошо работают даже в связке с самым новым, только что установленным оборудованием. Вот например, колонка регулятора К-35. Такие сегодня можно увидеть только в музее. Идём дальше, спускаемся вниз, к «сердцу» ГЭС. Низкий потолок и узкий вход в шахту турбины. А здесь, тот самый, новый ультрасовременный агрегат.
«Пробный пуск мы сделали, установили машину на холостой пуск, работает, как хорошая иномарка», - говорит Андрей Дережков, директор филиала ОАО ''Русгидро", «Каскад верхневолжских ГЭС''.
С заменой оборудования возрастёт и мощность станции. Раньше каждый из агрегатов выдавал по 55 мегаватт, новый на десять мегаватт мощнее. Тендер на реконструкцию выиграла австрийская фирма, но по условиям контракта 50 процентов заказа разместили на российских заводах.
"Генератор, на котором мы сейчас стоим, изготовлен в Новороссийске, детали делали в Сызрани, ну а саму турбину делали на заводе Флойда", - сообщил Андрей Дережков.
Заметны перемены и на соседней - Рыбинской ГЭС. Здесь уже поменяли два из шести гидроагрегатов. В ближайшее годы та же судьба ждет оставшиеся четыре.
"Главное, что сделали, это крыша. Была деревянная над вокзалом, текла постоянно от дождей, снег таял, мы мучились. Все сделали великолепно. Вот я сейчас интересовался, говорят, не протекает", - сказал Евгений Горшков, ветеран Рыбинской ГЭС.
Окончательная реконструкция старейших станции Волжского Каскада намечена на конец 2025 года. После замены всех гидроагрегатов ГЭС Углича и Рыбинска обретут второе дыхание.
| |