|
Исполнилось 95 лет со дня рождения Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассион). Более четырех десятилетий назад друг и поклонник великой певицы Бернар Маршуа основал ее музей
Исполнилось 95 лет со дня рождения Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассион). Более четырех десятилетий назад друг и поклонник великой певицы Бернар Маршуа основал ее музей.
В квартире на улице Креспен дю Гаст, где артистка жила в 1933 году, представлены принадлежавшие ей фотографии, пластинки, письма, книги, платья, мебель. А также вещи ее спутников - боксерские перчатки знаменитого чемпиона Марселя Сердана и халат певца Жоржа Мустаки... Бернар Маршуа, который и поныне является хранителем Музея Эдит Пиаф, поделился своими воспоминаниями с парижским корреспондентом «Известий» Юрием Коваленко.
известия: Когда вы познакомились с Пиаф?
бернар маршуа: В 1958 году, когда у нее был роман с Жоржем Мустаки. Я постоянно встречался с Эдит на протяжении последних пяти лет ее жизни. Для меня она была и великая певица, и добрый, искренний друг, и умный, все понимающий человек.
и: Жизнь Эдит Пиаф и поныне легенда. Правда, что она родилась на улице?
маршуа: Это не так. Когда начались схватки, ее мать спустилась вниз и сидела на ступеньках дома. «Скорая» успела довезти ее до роддома. Мать Пиаф была уличной певицей, а отец - акробатом.
и: Но мать ее сразу бросила, и девочка росла сиротой.
маршуа: Эдит взяла к себе бабушка по материнской линии, которая сильно пила. Чтобы девочка лучше спала, она подливала в бутылочку с соской немного вина. Что же касается бабушки по отцу, то она содержала дом терпимости в нормандском городке Берне. И там Эдит провела целых восемь лет. Девицы заботились о ней, как о собственном ребенке.
и: Согласно другой легенде, девочка ослепла, и ее исцелила Святая Тереза из Лизье.
маршуа: Эдит действительно страдала болезнью глаз - кератитом. Но ее вылечили врачи. После этого бабушка отправилась в городок Лизье, чтобы отблагодарить за спасение Святую Терезу.
и: В каком возрасте Эдит начала петь?
маршуа: Ей было около пятнадцати. На парижских улицах она пела самые популярные песни тех лет. Она была настоящей Козеттой, уличной девчонкой-Гаврошем.
и: Кто же открыл ее талант?
маршуа: Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис» на Елисейских Полях. Он услышал ее, когда Эдит пела на площади Этуаль. Он пригласил ее в свое кабаре, придумал прозвище «малышка Пиаф» (Пиаф на парижском арго означает «воробушек». - «Известия»). Вскоре Лепле был убит гангстерами.
и: Спустя несколько лет бывшая уличная певица стала одним из символов Франции.
маршуа: Марлен Дитрих любила повторять, что именно Пиаф олицетворяет для нее Париж. Среди ее поклонников был Чарли Чаплин, который считал, что Эдит сделала в песне то же, что он в кино. Ее успех, разумеется, не случаен. У нее был исключительной красоты и силы голос. С публикой Эдит всегда была предельно искренна. Свою роль сыграло и то, что она вышла из самых низов.
и: Во время войны она давала концерты для французских военнопленных.
маршуа: Ее секретарь Андре Бигар участвовала в Сопротивлении, и когда Эдит выступала в концлагерях, Андре фотографировала ее вместе с пленными. Потом снимки узников увеличивали и наклеивали на поддельные документы. С такими удостоверениями удалось бежать более 120 узникам.
и: Жан Кокто называл ее «символом нашего горя и страдания». Пиаф - трагическая фигура?
маршуа: Нет. Она становилась трагической актрисой, когда выходила на сцену. В начале карьеры она пыталась исполнять веселые песни, но они успеха не имели. И тогда Эдит стала петь грустные.
и: Какой она была в жизни?
маршуа: Заразительно веселой, азартной, любила развлечения, обожала смеяться. Выступления приносили ей неописуемую радость. Став великой певицей, бывшая уличная девчонка была счастлива. И как она пела в своей самой знаменитой песне, «никогда ни о чем не жалела».
и: Где она познакомилась с Ивом Монтаном?
маршуа: В кабаре «Мулен Руж» в 1944 году. Не приехал певец, который должен был выступить в ее концерте. И тогда директор «Мулен Руж» сказал Пиаф: «Извините, мадам, но вам придется выступать с другим певцом - его зовут Ив Монтан». Она пришла на его репетицию, сделала замечания, поменяла несколько песен. И объявила: «Вы будете большим артистом».
и: И тут же в него влюбилась.
маршуа: Монтан покорил ее мгновенно. Но с Эдит такое часто случалось. Когда она выводила в люди того или иного артиста, то, как правило, им увлекалась. Сам Монтан, да и такие большие шансонье, как Шарль Азнавур и Шарль Дюмон, признавали, что своей карьерой во многом обязаны Эдит.
и: На первых порах Азнавур был ее секретарем, доверенным лицом и, говорят, даже любовником.
маршуа: Нет, ее любовником Шарль никогда не был. В отличие от других, он не стал «месье Пиаф» - как часто звали ее спутников. Но он скорее исключение из правил. Эдит ценила его талант, однако потребовала, чтобы он изменил нос, и оплатила операцию. Она сказала: «С таким паяльником тебе никогда не пробиться».
и: Пиаф не могла жить без любви?
маршуа: «Я хорошо пою только когда влюблена или когда несчастна», - повторяла Эдит. От влюбленности до разлуки и, стало быть, до несчастья у нее был один шаг, и она всегда замечательно пела. Сама Пиаф всегда воздавала должное своим мужчинам, даже если с ними возникали проблемы. Когда же мужчины оказывались не на высоте, безжалостно выставляла их за дверь. То же самое произошло и с Монтаном. Однажды Ив потребовал, чтобы их имена на афише были одного размера. Эдит ответила: «Ты теперь большой артист и можешь сам заниматься своей карьерой». На этом их роман закончился.
и: Наверное, больше всего Пиаф любила прославленного боксера Марселя Сердана?
маршуа: Возможно, так оно и было, хотя бы потому, что он погиб в авиакатастрофе. Ведь именно Эдит потребовала от Марселя лететь самолетом, а не плыть пароходом. Вот она и чувствовала свою вину: «Это я его убила». Но никто не знает, сколько бы времени продолжался их роман. У Сердана были жена, дети. Марсель вроде бы хотел развестись, но Эдит заявила, что об этом не может быть и речи: «Я не хочу, чтобы твои дети были сиротами».
и: Что могло быть общего между боксером и певицей?
маршуа: Только любовь. Она боготворила Марселя. В отличие от других ее любовников, Сердану не нужны были ни деньги, ни покровительство.
и: Обычно певица широко раздавала деньги своим возлюбленным.
маршуа: Не только возлюбленным. Она снабжала деньгами все свое окружение, а также случайных бедняков и стариков. Всю свою жизнь она отличалась потрясающей щедростью. «Стоит мне сегодня вечером спеть, и завтра утром на моем счету будет много денег», - говорила она. И в течение дня порой тратила все, что заработала накануне. Морис Шевалье называл Эдит единственным человеком, который вырос в нищете, но с легкостью швырял деньги на ветер.
и: Известна ее знаменитая фраза: «Родилась как воробушек, прожила как воробушек, умру как воробушек».
маршуа: Всю жизнь она оставалась гаменом, эдаким уличным сорванцом. Конечно, ей приходилось встречаться с титулованными особами, например с будущей королевой Великобритании Елизаветой II. Эдит знала, как надо себя вести, но для нее аристократы были такими же людьми, как и остальные.
и: Пиаф никогда нигде не училась...
маршуа: Тем не менее она была человеком образованным. Это видно, в частности, по ее письмам, интервью и воспоминаниям. Она много занималась сама, к ней приходили преподаватели, которые учили ее разным наукам, правильному французскому, иностранным языкам, хорошим манерам.
и: Неужели Пиаф предпочитала читать философов, а не любовные романы или детективы?
маршуа: Она читала авторов, которых принято считать «трудными». Разговаривая с простыми людьми, сохраняла свой парижский акцент, время от времени использовала крепкие выражения. Но встречаясь со знаменитостями, мгновенно преображалась в мадам Пиаф.
и: Она не знала нот и, говорят, тексты своих песен писала с орфографическими ошибками.
маршуа: Когда у Эдит в голове рождалась мелодия, и она сама не могла ее записать, ей помогали либо потрясающий дирижер Робер Шовиньи, либо Маргерит Монно, замечательный музыкант, получившая классическое образование. Что же касается орфографических ошибок, то их практически не было - достаточно почитать ее письма.
и: Пиаф из-за болезней тяжело страдала, но стоически переносила боль.
маршуа: Она выросла в годы войны, недоедала, может быть, поэтому и была такой маленькой - всего 1,47 метра. У нее были полиартрит, артроз, другие болячки. В довершение ко всему она дважды - с Азнавуром, а потом и с Мустаки - попадала в автомобильные катастрофы, после которых ей приходилось принимать множество лекарств. Когда она страдала от сильнейших болей, ей прописали морфий. Говорили, что Эдит сидит на наркотиках, но она принимала обезболивающее, чтобы иметь возможность выходить на сцену.
и: К сожалению, она не так часто появлялась на киноэкране.
маршуа: Она снялась в девяти фильмах - в частности, в «Звезде без света» с Ивом Монтаном. Режиссер Марсель Блистен сравнивал ее с Анной Маньяни и с Джульеттой Мазиной. Пиаф сыграла в театре в пьесе Жана Кокто «Равнодушный красавец» и в музыкальной комедии «Маленькая Лили». Но кино и театр она любила меньше, чем пение.
и: Правда, что, выйдя замуж за грека-парикмахера, она перешла в православие?
маршуа: Второго и последнего мужа Эдит, который был на 20 лет ее моложе, звали Тео Ламбукас. Она согласилась на церемонию в православной церкви, но оставалась католичкой. Тео действительно ее сильно любил. И сам погиб через семь лет после ее кончины в автомобильной катастрофе.
и: Однако у Пиаф были серьезные проблемы с католической церковью. Объявив, что она «жила во грехе», Ватикан отказал ей в обряде отпевания.
маршуа: Но обряд все-таки совершил один кюре. Как-никак Эдит всю жизнь была верующим человеком и помогала ближним. Хотя вела несколько неправедную жизнь.
и: Что было причиной ее смерти в 47 лет?
маршуа: После автомобильных катастроф ей пришлось принимать много лекарств. Со временем у нее обнаружили рак. С этим недугом она мужественно боролась пять лет.
и: Сегодня песни Пиаф исполняют, пожалуй, реже, чем раньше. Ее не забывают?
маршуа: Совсем нет. После ее смерти прошло почти полвека, а популярность Эдит не уменьшилась. Ее песни постоянно звучат на телевидении и радио. Каждый год выходят посвященные ей книги. Три года назад вышел фильм «Жизнь в розовом цвете», в котором актриса Марион Котийяр создала образ настоящий Пиаф. Наконец, ее могила на парижском кладбище Пер-Лашез, которое находится в двух шагах от Музея Эдит Пиаф, остается местом паломничества.
Эдит Пиаф с шансонье Жаком Пиллсом и актером Жаном Маре. 1953 год (фото: AFP)
| |