|
Россияне стали меньше тратить на покупку мобильных телефонов. Если в начале года средний чек на «трубку» приближался к пяти тысячам рублей, то сейчас этот показатель - четыре тысячи, сделали вывод сотрудники информационно-аналитического агентства «Телеком Дейли». Но, как выяснили «Известия», уже в будущем году мобильные телефоны существенно подорожают, и покупателям волей-неволей придется раскошелиться
В этом году телефоны дешевели по двум причинам, рассказал «Известиям» директор агентства Денис Кусков. Во-первых, сказываются последствия кризиса. Несмотря на то что экономика растет, потребители побаиваются много тратить, предпочитая бюджетные модели. Во-вторых, срок обмена старых мобильников на новые не вернулся к докризисному девятимесячному периоду.
Да и производители расслабились. В этом году они не порадовали покупателей какими-то техническими сенсациями. В рядах основных поставщиков «трубок» - тоже без изменений, указывают аналитики группы компаний «Связной». Рынок по-прежнему контролирует «большая четверка»: Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson. Их совокупная доля - почти 90%. Любопытная тенденция - рост (с 2 до 5%) «азиатских» брендов, таких как UBIQUAM, Huawei и др. Впрочем, рядовым потребителям эти марки ни о чем не говорят - большинство подобных телефонов продается под «именами» сотовых операторов.
Другой занятный факт - снижение числа сотовых абонентов (подсчитывается по числу SIM-карт), случившееся чуть ли не впервые за последние годы. По подсчетам исследовательского агентства AC&M-consulting, в октябре этот показатель уменьшился на миллион - до 215,5 млн. Сами операторы объясняют этот факт техническими причинами, например списанием «мертвых душ» или оттоком клиентов, переставших пользоваться услугами по истечении срока действия скидок.
Вместе с тем «трубок» продается все больше и больше - в этом году их будет реализовано 35 млн, что на четверть больше показателя 2009-го. Декабрьские продажи могут стать особенно успешными - в этом месяце ритейлеры могут выполнить двух-, а то и трехмесячный план. На привычный предновогодний ажиотаж наложится эффект отложенного спроса, объясняют маркетологи.
А в следующем году на рынке начнется ренессанс, единодушно прогнозируют эксперты. Скажем, по оценкам «Телеком Дейли», средний чек вырастет до 5-5,2 тыс. руб. И дело тут не только в увеличении потребительского спроса. Просто с 1 января 2011 года ряд производителей (например, Nokia) повышают цены на свою продукцию на 5-7%.
| |