|
Музыканты из Занзибара, индейские танцоры и певцы из Монголии собрались в норвежской деревне на фестиваль «Ридду-Ридду». Изначально он задумывался, как фестиваль северных коренных народов. Однако за 20 лет разросся в большое культурное событие, на которое съезжаются тысячи туристов.
Лишь раз в году норвежская деревня Мандален, где снег на склонах гор лежит даже в июле, а по берегам тихой реки Мандальэльва мирно пасутся козы, переживает нашествие туристов. Сотни палаток в один день вырастают в красочной долине, пососедству с маленькими фермерскими домиками. И разноголосая, пестро одетая публика устремляется к главной сцене фольклорного фестиваля «Ридду-Ридду», чтобы вживую послушать экзотические там-тамы и увидеть индейских танцоров из племени Майя.
«Риду-Ридду» переводится с саамского как «небольшой шторм на побережье». 20 лет назад, когда все только начиналось, «Риду» действительно был небольшим местным культурным мероприятием. Теперь это крупнейший фестиваль малочисленных народностей, куда едут даже коренных жители Америки и Африки с одной лишь целью - напомнить о своем существовании миру.
Местные жители - саамы - долгое время боролись с норвежским большинством за возможность жить традиционными промыслами, говорить и учить детей на родном языке. Отстояв свои права на самобытность, они сейчас помогают другим народам сохранить культуру предков.
«Это фантастика видеть столько людей из разных народов, слышать столько языков, вместе играть музыку. Очень много разных культур собрались вместе, для меня это самый грандиозный фестиваль, на котором мне удалось побывать», - восхищается музыкант из Занзибара Мухаммед Иссакматона.
Среди приглашенных на фестиваль танцоры из Суринама, музыкальный коллектив из Занзибара, чьи африканские барабаны заводили публику, но настоящим открытием «Ридду» этого года стал молодой исполнитель из Бурятии с уникальной техникой протяжного пения.
Алдар Дашиев на сегодня единственный, кто поет народные песни в этой манере исполнения, чтобы научиться так тянуть звуки, пришлось несколько лет прожить в отдаленных худонах Монголии.
«Дыхание нужно хорошее, и не только нужно иметь голос, но и думать. Память нужна хорошая, чтобы учить один куплет, а это примерно 2-3 минуты продолжительность», - рассказал певец из Бурятии Алдар Дашиев.
Но главными гостями фестиваля в этом году стали российские вепсы. Пока на одной площадке зрители танцевали под вепсскую этномузыку, на другой, устроившись на оленьих шкурах, смотрели сказки народа из Карельской глубинки. А чтобы попробовать вепсских угощений, нужно было отстоять приличную очередь.
«Заявить о себе, о том кто мы, что мы имеем свою культуру, имеем свои традиции, что у нас интересная кухня, интересный костюм, и мы этим дорожим и пытаемся это сохранить - вот поэтому мы сюда приехали», - говорит один из вепсов.
На «Ридду-Ридду» нет номинаций и нет победителей, здесь все в выигрыше от возможности прикоснуться к культуре далеких и малоизвестных народов и познакомить всех с традициями своей родины.
| |