|
Иконы кисти Андрея Рублева, рукописные книги и фрагменты фресок - в Третьяковской галерее. Выставка приурочена к 650-летию со дня рождения Андрея Рублева.
Сенсация выставки - фрагменты каменных блоков, найденных при археологических работах в Благовещенском соборе Кремля. Предполагают, что росписи на них сделаны после 1416 года при участии Андрея Рублева.
«Понятие духа Божия, двигающего кончиком кисти, оно и в звенигородских, и в других шедеврах - поразительно. Мы можем ощутить достоинство мастера не в огромной конструкции, а вот именно - игра кисти», - говорит директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов.
Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ веке - научными гипотезами после того, как в 1904 году реставраторы расчистили «Троицу», а в 1918 году были обнаружены иконы Звенигородского чина и фрески Успенского собора во Владимире. До сих пор эксперты считают, что эти три памятника принадлежат кисти Рублева. Только сохранились они не лучшим образом.
«Надо разделять те предметы, которые хранятся в музеях, и те, которые находятся в храмах, - считает куратор выставки Наталья Шередега. - Вся наша и научная общественность и люди, заинтересованные в сохранении отечественного наследия, обеспокоены будущим фресок Успенского собора во Владимире, равно как и тех фрагментов, которые связаны со Звенигородом».
Чтобы показать все девять частей Васильевского чина - обычно в экспозиции представлены лишь пять - в Третьяковке переоборудовали один из залов, где памятникам XV века создали особые климатические условия.
«Когда мы говорим об экспонировании древних памятников, таких, как древние иконы, здесь очень важно такое понятие, как движение воздуха. На иконы, которые экспонируются на стенах, минимальное осуществляется движение воздуха. А основной поток идет в центр зала: туда, где будет находиться публика», - поясняет Татьяна Городкова, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи.
Иконы Васильевского чина во Владимире, Звенигородский чин и «Троица» - срез творчества Рублева в едином пространстве. Еще 50 лет назад, когда праздновали 600-летие художника, такое казалось невообразимым. Возможны ли сегодня новые находки?
«У нас есть один комплекс, который очень хочется чистить, но очень опасно: чистить-то что? А сохранить потом как? Это иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры около 1425 года - Даниил, Андрей Рублев и другие мастера. Очень хочется при жизни увидеть хоть одним глазком не только крошечные пробы, которые сделал институт реставраторов, но и что-то еще», - говорит Геннадий Попов.
«Евангелие» Хитрово и икона, хранящаяся в Париже, предположительно, могут иметь отношение к кисти великого Рублева. Но пока это только гипотезы, над которыми продолжают работать ученые.
| |