|
На сцене театра «Самарская площадь» - премьера. «Запах легкого загара» - ненавязчивый, претендующий на водевильность детектив.
Но на самом деле перед зрителем разворачивается трагедия. Два сорокалетних инфантильных девственника с обостренным синдромом дефицита внимания и при этом по разные стороны закона. Он - заключенный, отмотавший срок «ни за что» и бежавший из тюрьмы, она - прокурор и дочь судьи и адвоката.
По именам главных героев - Роман и Юлия легко догадаться о намеке на «Ромео и Джульету», но при этом в плане явного смыслового снижения и пародии.
Кафешантанная эстетика драматургии задает тон и актерскому существованию на сцене. Наивность играется нерасторопными средствами артистической выразительности. Ощущение отстраненности актеров от роли не покидает зрителя. Правда, совершенно не понятно, задано это режиссером или же это случайная находка артистов. Хороши пластические этюды сцен любви. Они на удивление не содержат в себе пошлости, которую можно было бы предположить в подобной антрепризной пьесе. Постановка режиссера Евгения Дробышева проговаривается по внешней линии, но, не задерживается на фабуле.
Пьеса Дмитрия Гурьянова, написанная для театра Романа Виктюка подразумевает не простую комедию положения, а драму безвкусицы. Герои внезапно впиваются друг в друга «всеми фибрами души», при этом они относятся друг к другу как к нарисованным персонажам. Будто бы просыпаясь из оцепенения, и, вновь ныряя в него, мужчина и женщина видят друг в друге что-то человеческое.
Действие, происходящее на фоне длинного кухонного стола, от одного края сцены до другого вроде бы подразумевает идею приготовления. Гастрономический взгляд, где человек напротив является блюдом - наверное, это и есть та высокая нота, в которую с ужасающей для себя пристальностью вслушивается обыватель попавший на этот спектакль. В финале захватывающего действия нет разрешения конфликта.
Совершенно не ясно, поженятся Роман и Юлия, или их ждет кровавая развязка в шекспировском духе. Вопрос о том, что же такое человек и почему его душа так нуждается в любви, повисает в воздухе. Герои мечутся между животной функцией сексуальности и попыткой найти себя востребованным в нейтральном, внегендерном смысле. Именно взгляд на себя, как на товар, понижает самооценку и делает их безвольными носителями идеологии мещанства.
Кульминация спектакля - сцена пародирующая плоскую, бюрократическую риторику судебных речей. Отец, мать и дочь со своим возлюбленным беседуют о праве на любовь и понимание, деревянными официозными формулировками. Бездушность, плоскость и картинность этой сцены бьет в глаза остротой социальной сатиры. Пожалуй, этот спектакль действительно большая удача для театра «Самарская площадь». Остается только пожелать, чтобы он не стал проходным.
| |