|
«Серьезно учатся в российских вузах только 15, от силы 20% студентов, остальные тусуются» - вот так выразился глава Минобразования Андрей Фурсенко.
По его словам, проблема националистической активности в последнее время среди молодежи как раз сводится к тому, что студенты только имитируют учебу, а не учатся в действительности. Действительно ли это так, выясним в эфире «Вестей ФМ» у нашего эксперта - директора Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольги Крыштановской.
«Вести ФМ»: Ольга Викторовна, здравствуйте! Как вы считаете, соответствует действительности то, что подавляющее большинство российского студенчества воспринимает время в институте как большую тусовку?
Крыштановская: Ну, знаете, всегда так считалось, что это вот самое счастливое время, время такой активности большой. Но все-таки нельзя сказать, что все студенты только тусуются и больше ничего не делают. Это то же самое, как сказать про школьников или про людей, которые уже работают, что они только тусуются на работе. Наверно, люди есть разные. Во-первых, вузы есть разные. Например, в лучших наших вузах - МГИМО, в Высшей школе экономики - требования настолько серьезные, что там вряд ли можно просто ничего не делать и оставаться студентом. Ну и зависит очень от человека. Есть отличники, а есть двоечники, которые еле-еле переползают от сессии к сессии. Наверно, эти люди действительно мало тратят время на учебу, а больше на разные побочные вещи и развлечения.
«Вести ФМ»: Скажите, ну, вот может быть все-таки это оправдывается, действительно, больше времени на тусовку остается по сравнению с той же школой. В школе к 8 пришел, отсидел уроки, ты никуда не денешься. А в студенческом режиме и графике остается побольше времени на то, чтобы чувствовать себя свободным. Может быть, это нормально, что люди от 17 до 22, действительно тусуются, не забывая об учебе? Или если ты уж учишься, то ты учишься по полной, ни о какой тусовке речь не может идти?
Крыштановская: Нет, ну, конечно, на этом построено все высшее образование. Во всем мире. Что люди перестают быть школярами, которые от и до по 45 минут сидят на занятиях, и у них расписана каждая секунда, они, собственно, не принадлежат себе, как маленькие дети. Здесь другая форма обучения. Здесь главное сдать сессию. И когда ты изучил этот материал, регулярно ты учишься или, может быть, только ближе к сессии, это уже дело каждого человека. Это просто зона его личной ответственности, этого студента. Студенты - более свободный народ, конечно. Это так.
«Вести ФМ»: А скажите, можно ли это каким-то образом контролировать?
Крыштановская: Я считаю, что это просто было бы крайне вредно для нашей молодежи, если бы контролировался их каждый шаг. Это же не тюрьма все-таки, это вуз.
«Вести ФМ»: То есть здесь как бы все взрослые люди, хотят - учатся, хотят - не учатся.
Крыштановская: Да. Хотят - вылетают.
| |