|
В 2009 году Владимирская область заняла четвертое место среди регионов Центрального федерального округа после Москвы, Московской и Калужской областей по объему привлеченных иностранных инвестиций (более $530 млн). И собирается укреплять достигнутые позиции. Темпы привлечения иностранных инвестиций растут и в 2010 году - запланировано привлечение в экономику региона более 600 миллионов долларов. А всего за последние пять лет зарубежные компании «привезли» сюда более 3 млрд долларов
В регионе создан и продолжает развиваться мощный сектор «новой экономики», благодаря чему Владимирская область смогла пережить кризисный период с минимальными потерями.
«Новая экономика»
Еще 10-15 лет назад экономика Владимирской области была типичной для большинства постсоветских регионов Центральной России. Флагманы оборонной и текстильной промышленности, крупные машиностроительные гиганты и знаменитые стекольные предприятия не выдержали испытания рыночными реформами. Нетрудно представить, что было бы с региональной экономикой и жителями области, если бы областные власти с самого начала рыночных реформ не начали создавать «новую экономику».
Структура региональной экономики стала активно и планомерно меняться с конца 90-х годов ХХ века. Понимая необходимость качественной диверсификации экономики, руководство региона также осознавало и то, что массовые отечественные инвестиции еще довольно долго будут направляться в основном в ресурсодобывающие сектора. Следовательно, поиск инвестиций в перерабатывающие отрасли необходимо было вести в основном вне России. Во-первых, иностранные инвесторы ориентированы на создание эффективных предприятий, производящих конкурентоспособные товары. Во-вторых, с иностранными инвестициями в экономику области приходят не только деньги сами по себе, но и новые, современные технологии, позволяющие значительно повысить производительность труда, привнести в экономику нашей области новую культуру производства.
Чем привлечь инвестора, особенно если это крупная международная компания? Очевидно, что одних естественных конкурентных преимуществ мало. Сама по себе близость к гигантским рынкам сбыта (Москва, Нижний Новгород), удобное транспортное сообщение, рациональная логистика - это неплохо, но этого недостаточно.
Администрация области сделала ставку на максимальное сокращение административных барьеров для инвесторов и на создание цельной законодательной базы для стимулирования инвестиций, приходящих в регион. Согласно областному законодательству, и отечественным, и иностранным инвесторам предоставляются льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Важнейшим обстоятельством является то, что эти льготы остаются только на бумаге. Например, в 2009 году государственную поддержку получили 11 организаций на сумму 177 млн рублей. Всего за время реализации инвестиционных проектов организациями - получателями господдержки было создано более 5 тысяч новых рабочих мест, а величина средней зарплаты на данных предприятиях превысила среднюю зарплату по области в 1,5 раза.
Законодательная база региона постоянно совершенствуется. Но что еще более важно - работа по привлечению иностранных инвестиций ведется не только на уровне региона, но и во многих муниципальных образованиях. Большинство муниципалитетов имеют собственные планы стратегического развития и привлечения инвестиций, синхронизированные с единой Стратегией развития Владимирской области до 2027 года.
Сегодня во Владимирской области успешно работает около 140 предприятий с участием иностранного капитала. Основными инвесторами выступают крупные компании таких стран, как Германия, Турция, Австрия, Голландия, Италия и Дания. Всего инвестиции поступали из 25 стран мира. За последние 10 лет в экономике Владимирской области создан мощный сектор «новой экономики». Ее потенциал сопоставим по мощности с тем, что был создан в регионе за предыдущие 90 лет. И что самое важное, эта экономика высокопроизводительна, современна, она производит только те товары и услуги, которые востребованы рынком.
В 2009 году во Владимирской области открылось 15 новых производств, включая предприятия с участием иностранного капитала. Это позволило получить дополнительные объемы производства на сумму около 15 млрд рублей. Создано около 2,6 тысячи новых рабочих мест. В числе крупнейших проектов 2009 года с участием иностранных инвесторов - завод по производству полиуретанов международной группы компаний Dow Chemical во Владимире, кондитерская фабрика Kraft Foods в Собинке, завод напольных покрытий словенской компании Juteks Ru в Камешкове и ряд других.
В 2010 году будут открыты 13 новых производств. В числе крупнейших проектов с участием иностранных инвесторов - кондитерская фабрика итальянской компании «Ферреро» в Собинском районе, пуск второй очереди производства по изготовлению труб из нержавеющего металлопроката «Марчегалья». Общий объем инвестирования в объекты «новой экономики» в 2010 году составит 7,3 млрд рублей. Дополнительно будет создано около 2,5 тысячи рабочих мест с годовым объемом производства 8-10 млрд рублей.
Инвестиционный портфель Владимирской области на 2011-2012 годы также пополняется крупными проектами. Немецкая компания «Пауль Хартманн» ведет строительство завода по производству средств гигиены для медицины в Гусь-Хрустальном, швейцарская пищевая компания «Нестле» строит завод под Вязниками, хорватская «Нексе Группа» приступила к строительству цементного завода в Гусь-Хрустальном районе.
Важная особенность - во время переговоров с иностранными инвесторами власти региона стремятся предложить для нового предприятия те территории, где наиболее остра ситуация с занятостью населения.
Точка роста - малые города
Приход крупного инвестора особенно важен для малых городов региона. Как правило, там имеется одно-два производства, и их банкротство или даже сокращение объемов выпуска продукции ставит под угрозу жизнь всего города. В этом смысле понятия «малый город» и «моногород» - синонимы.
У администрации Владимирской области есть понимание стратегии возрождения и развития малых городов. Это преодоление зависимости их экономики от неэффективных градообразующих предприятий, поддержка новых современных производств, сферы услуг, туризма, малого и среднего бизнеса.
Легко представить, сколь тяжелым было бы сегодня состояние таких малых городов региона, как Покров (15,6 тысячи человек), Киржач (30 тысяч человек), Гороховец (13,3 тысячи человек), если бы сюда не удалось привлечь крупных инвесторов. А сегодня в Покрове работает шоколадная фабрика Kraft Foods, выпускающая четверть всего российского плиточного шоколада. В Киржаче - завод по производству «белой техники» турецкой фирмы «ВЕКО» и завод по производству строительных материалов австрийской компании Wienerberger. В Гороховце основным работодателем и плательщиком налогов является турецкий завод по производству стеклянной бутылки компании «Русджам».
В каждом малом городе появляется своя «точка роста». Для Суздаля, например, это туризм. А вот в поселке Вольгинский Петушинского района пошли по пути создания уникального генно-инженерного технопарка с научно-производственным и жилым комплексом для ученых и специалистов в области фармакологии.
Технопарки
Во Владимирской области вовремя обратили внимание на тенденцию последних лет - иностранные инвесторы отдают предпочтение тем регионам, где есть либо готовые площадки с необходимой инфраструктурой под размещение производств, либо площадки с высокой степенью готовности. И в то же время создание таких зон опережающего развития за счет областного бюджета привело бы к колоссальным заимствованиям и, как следствие, к росту внешнего долга региона. Владимирской области и здесь удалось привлечь инвесторов, которыми уже созданы промышленные зоны V-Park в Собинском районе, «Александрова слобода» в Александрове, технопарк в Вязниковском районе.
Технопарки создаются и на площадях уже существующих предприятий. Так, на территории Ковровского экскаваторного завода успешно работает российско-австрийская компания «Контейнекс-Монолит». Появились подобные предприятия на территории владимирского завода «Автоприбор» (совместно с Израилем), на Владимирском моторо-тракторном заводе (совместно с США) и т.д.
ДОСЛОВНО
Губернатор Владимирской области Николай Виноградов:
- В мире идет жесткая конкуренция за инвестиции. Остра она и между российскими регионами. Даже внутри одной области, например, у нас, на Владимирщине, города и районы конкурируют между собой за инвестора.
Инвестиционная привлекательность формируется нами самими. Никто не придет к нам просто так, ни с того ни с сего инвестиционный дождь не прольется над нами. Надо учиться многим вещам, которые стали естественными во всем мире: иностранным языкам, навыкам работы с компьютером, основам мировой экономики, правилам ведения деловых переговоров.
А самое главное - это добрая репутация наших местных и региональных властей в глазах инвесторов. Это самая лучшая и авторитетная реклама. А вот любая нерасторопность, непрофессионализм или - того хуже - корысть даже одного чиновника может поставить крест на всех замечательных инвестиционных планах целого региона.
Словом, надо четко знать свои конкурентные преимущества и недостатки, работать над усилением первых и ликвидацией вторых. Понятно же, что адаптироваться, скажем, немецкому инвестору в России тяжелее, чем в США или во Франции. Надо быть готовым к постоянному профессиональному сопровождению инвестора и порой водить их буквально за руку, помогая решать многие организационные вопросы. Мы в областной администрации не устаем повторять - сегодня мы должны пылинки сдувать с каждого инвестора.
Считаю очень своевременной и полезной идею о необходимости поощрения регионов, активно привлекающих инвестиции в свою экономику, выдвинутую президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым в его послании Федеральному собранию. Сейчас при наращивании объема инвестиций и увеличении объемов производства финансовая поддержка региону со стороны центра сокращается. А те формы поощрения, которые сегодня существуют, на мой взгляд, недостаточны. Предложение президента о том, что это направление нужно усиливать, абсолютно правильное, оно будет еще больше стимулировать региональные власти привлекать инвестиции, что в конечном итоге положительно отразится на благосостоянии всех жителей региона.
| |