|
На сей раз премьера готовилась как посвящение заслуженной артистке Азербайджана Евгении Невмержицкой в связи с ее 65-летием. Вместе с партнерами Е.Невмержицкая сыграла ведущую женскую роль в поставленном главным режиссером РДТ А.Шаровским спектакле по одноименной пьесе драматурга Олега Ернева.
Не так давно, готовя интервью с актрисой в рамках проекта, посвященного 90-летию РДТ, в который она пришла студенткой театрального вуза, Евгения Степановна привела короткий диалог из готовившейся в те дни премьеры, где ее героиня (дама за шестьдесят) говорит партнеру:
- Почему ты не спрашиваешь, сколько мне лет?
- Дамам таких вопросов не задают...- ответил он.
- Задают! В таком возрасте, как я, задают. Более того, дамы на них отвечают...
В тот момент я не представляла, в каком контексте прозвучат эти фразы и что имела в виду героиня ставившегося в честь ее юбилея спектакля. Но, зная о том, как в РДТ относятся к старожилам, непременно принародно чествуя ветеранов своей сцены, не удивилась тому, что здесь не принято скрывать свой возраст - зачем, если прожитые годы позволяют испытывать чувство профессионального удовлетворения...
Сегодня вообще не просто выбрать драматургический материал для интересной постановки, а тем более пьесу, в которой юбиляр может раскрыться, показать в ретроспективе свой путь на театре и блеснуть во всем великолепии своей творческой биографии. Ведь для того и осуществляются такие постановки, чтобы актер мог предоставить полюбившим его зрителям возможность встретиться с его и их прошлым, чтобы и он сам, и поклонники могли вспомнить времена, когда выбирали идеалы, героев, и могли убедиться, что не ошиблись в своих кумирах...
Пять лет назад главный режиссер РДТ Шаровский, специально подбирая пьесу для бенефисного спектакля Е.Невмержицкой, поставил спектакль «Гарольд и Мод» по пьесе Колина Хиггинса и Жана-Клода Карьера, позволив актрисе создать собирательный образ неординарной героини. Таким образом он пригласил и зрителей задуматься о чистоте помыслов, о том, что каждый может протянуть руку помощи тем, кому окружающие недодали в этой жизни из того, на что каждый имеет право по рождению...
В сегодняшнем спектакле, посвященном 65-летию Е.Невмержицкой, актриса тоже находится в центре сюжета, режиссерского рисунка и - естественно - зрительского внимания. Но здесь она ни за кого не борется - наоборот. Здесь на ее руку, сердце, внимание, возможно, жилплощадь, а главное - любовь - претендуют три мужчины - бывшие мужья, в какое-то время по разным причинам покинувшие даму своего сердца и больно ранившие тем самым ее...
Комедия О.Ернева - на первый взгляд, о том, что также по разным причинам решившие вернуться под уютный кров бывшей супруги и возлюбленной мужчины позволяют вольно или невольно хлебнувшей немало горя в статусе брошенной женщины и даже вдовы получить право на некий реванш и на наших глазах стать хозяйкой положения, диктующей свои условия. Однако этого не случилось. Не изменившая самой себе и оставшаяся прежним покладистым, добрым, не умеющим ни командовать, ни просто сердиться человеком, она как-то естественно показала, что правда на ее стороне. Что соблазны, ради которых ее благоверные искали добра от добра, не стоят выеденного яйца. Теперь того, что имели по праву, они вынуждены упорно добиваться, соглашаясь на множество компромиссов и неудобств. Получилось нечто вроде мягкой мести, кстати, не акцентированной ни постановщиком, ни актерами, но вносящей весомые нотки в характеристику героини и тональность спектакля.
Наверняка, ее умиротворенность, в принципе происходящая от доброго нрава, в определенной степени продиктована неким чувством одержанной без всяких усилий победы, уверенности в том, что она нужна и вознаграждена за кротость. И тогда нам следует воспринять эту линию поведения героини как умение играющей ее актрисы внутренне, не броско прожить на сцене такой вот характер, что есть мастерство, опыт и известная победа.
Вольно или невольно контрастом ей предстают коллеги по сцене - материал пьесы дает режиссеру и актерам широкие возможности для импровизации, для того, чтобы показать себя, как говорится, с разных сторон и совсем не паиньками. И актеры-исполнители буквально купаются в этом материале, представая перед публикой практически неузнаваемыми, веселыми, что удается благодаря тому, что они не боятся показаться несуразными, убогими, глупыми неудачниками.
Разве что по голосу можно поначалу узнать Аскера Рагимова в «Мише», претендующем на пальму первенства только потому, что первым пришел в дом бывшей жены в канун праздника по случаю Нового года.
Гораздый на выдумки неугомонный мастер перевоплощения Мабуд Магеррамов, в любых случаях умеющий как бы расцвечивать рисунок доставшейся ему роли, на сей раз показывает умение играть на пианино и гитаре, а также обогащать образ своего героя деталями, усиливающими комическую тональность всего представления.
Уже не впервые зрители не сразу узнают в вышедшем на сцену позже других персонаже Сафу Мирзагасанова, под маской Деда Мороза появившегося героя-полярника с одесским говорком, подстриженного под отважных летчиков и исследователей Арктики 30-х годов прошедшего века.
Всем им, а особенно героине Медины Муллаевой, есть, чем блеснуть, что сыграть и «показаться».
Есть здесь немало возможностей обыграть детали реквизита, здесь звучат живая фортепианная музыка и отрывки из популярных романсов, куплеты из шлягеров в исполнении актеров.
Наверное, не случайно публике понравилось и то, что по обыденному схематично и просто. Аплодисментами поддерживала она каждую попытку актеров выразить свое настроение средствам танца, каждую остроумную реплику. Это еще одно подтверждение того, что в РДТ знают вкусы своих зрителей, знают границы жанров, в том числе и характер спектаклей, создающихся в честь юбилейных дат.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
| |