|
В советское время одновременно снимался в четырёх картинах в больших ролях, но всех гонораров не хватало на скромные «Жигули»
17 лет мытарств... Столько времени понадобилось, чтобы картина Юрия Кары «Мастер и Маргарита» по одноимённому роману Михаила Булгакова, преодолев все скандалы и юридическую казуистику, увидела свет.
Премьера назначена на март 2011 года. Однако актёры пока не расслабляются: «Вот когда в зале потухнет свет, тогда поверим, что всё свершилось...» Самую мистическую, самую неоднозначную роль - Воланда - в картине сыграл Валентин Гафт.
Пробуждение совести
«АиФ»: - У Булгакова Воланд сам себя называет «профессором чёрной магии». Как написал один известный литератор, «Воланд и его свита созданы из недостатков, затаившихся в человеке, они проявляются там, где уступает и отступает человеческое». А вы утверждаете, что ваш герой в «Мастере» - вовсе не чёрная сила...
- Конечно! Что такое Воланд по сравнению с чёрными силами, которые сегодня вокруг нас?! Какая беспощадность людей друг к другу! Сколько убийств! Сколько подлогов! Сколько проданных! Сколько людей, потерявших совесть! Сколько счастливых людей, но счастливых примитивно! И сколько мудрых, живущих в ужасающих условиях! Но, во всяком случае, всё это не скрывается средствами массовой информации. Про Воланда ничего плохого я говорить не буду. Для меня он совсем не дьявол. Он - сила справедливости. Есть то, что мы знаем, и есть то, чего не знаем. И никогда не узнаем. Воланд послан оттуда, свыше, из «не знаем». Получил задание опуститься на землю именно в эту страну. Потому что... Первое, с чего начиналось Советское государство, - безверие.
«АиФ»: - Один известный критик сказал о вас: трудно найти человека, который был бы так недоволен своей игрой в кино, как Гафт. Ну а Воланд вам покорился?
- Во-первых, я ещё не знаю, что осталось в фильме: из 3,5 часов для проката сделали 2. Самое главное - смех Воланда оставили. Он смеётся в начале и в конце картины. Смеётся надо всем... Над людьми, над событиями, которые происходят, над самим собой...
А вообще, я действительно редко бываю доволен своими работами в кино. Всегда уверен: играть надо было лучше! В театре ты что-то можешь исправить, а в кино уже нет. А вдруг у артиста в то мгновение, когда нужно было идти в кадр, болела голова или живот? Иногда смотрю картины: «Здесь я играл с температурой. Тут ждал много часов, пока позовут в кадр»... Но уже ничего не изменить. Кино - это зафиксированное мгновение. Сильным актёром назвать себя ну никак не могу. Ну, пусть хоть кто-то для разнообразия будет слабым! У нас в последние годы так много развелось «гениев» и «мегазвёзд», что грустно становится.
«АиФ»: - Вот вы говорите о себе как о слабом актёре, а критика вас превозносит...
- Ну, может быть, сейчас что-то изменилось... А раньше... Ещё до премьеры спектакля «Уйди-уйди» в газете ВТО напечатали: «"Уйди-уйди" и не смотри». Про «Пигмалиона» по радио журналист сказал, что на эту постановку ходить не надо: Гафт «не умеет любить», а Елена Яковлева «не научилась ходить по сцене». Потом спектакль шёл с аншлагами много лет... После того случая написал эпиграмму:
Как столб относится к собакам, Так отношусь я к критикам-писакам.
«АиФ»: - Валентин Иосифович, двум московским литераторам, Бездомному и Берлиозу, Воланд задаёт вопрос: «Ежели бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» Вопрос этот так остро Булгаков, видимо, поставил не зря. Ведь в ту эпоху на роль божества претендовал тот, кто был из плоти и крови, - Сталин.
- Да, нельзя забывать, когда написан этот роман Булгакова. Это было страшное время, когда право вершить судьбы людские взял на себя один человек, когда ночью за любым мог приехать «воронок». Когда не говорилось ни одного слова правды. И всё это тянется до сих пор... Сталинское наследие у нас в генах. Сколько нужно поколений, чтобы это печальное наследие «выветрилось»? Трудно предсказывать такие вещи. Хотя я считаю, что фигура Сталина не такая простая. Она будет ещё очень долго жить. Не знаю, как в мире. Но в нашей стране - точно. Он по-прежнему один из самых популярных персонажей.
Продано почти всё
«АиФ»: - Если взять сегодняшний день, что вы считаете проявлением высшей силы справедливости?
- (Тяжело вздыхает.) Я не знаю, называть ли проявлением справедливости пожары, которые были этим летом... На Земле очень многое зависит от человека. А если он нарушает какие-то важные законы, следует наказание. Нет-нет, палачей не должно быть! Должны быть просто порядочные, справедливые люди. Которых нельзя подкупить, дать взятку. К сожалению, сегодня почти всё продано... Коррупция и насилие процветают.
«АиФ»: - «Смотреть на людей со сломанной совестью ещё страшнее, чем на избитых», - говорил писатель Юлиус Фучик...
- Сегодня совести у многих нет. Нужно всё делать для того, чтобы человек снова чувствовал себя человеком. Надо создавать условия жизни людям, прежде чем требовать от них что-то. Нельзя, чтобы люди зверели.
«АиФ»: - «Когда я вижу пожилую учительницу, которая продаёт свои книги (ей не хватает пенсии), мне очень стыдно. Понимаю, что лично я перед ней не виноват. Но меня гложет страшное чувство вины. Я стараюсь каждый раз помочь...» Это мне сказал в интервью известный поэт Андрей Дементьев.
- Мне это очень понятно и близко... Тоже помогаю бедным. Не говорю, что я такой уж богач. Да и всем помочь нельзя.
Но я готов делиться со многими. И делюсь. Я живу по принципу «делай и молчи». Надо объединиться для того, чтобы помочь, чтобы нам не было стыдно перед бедными, униженными, бесправными. Нужно что-то делать, а не декларировать на словах. Надо, чтобы мы были вместе. Едины. Верили друг другу. А наверху Бог увидит, кто врёт, кто говорит правду...
Я верю нашим руководителям. Верю в то, что они говорят правильные слова не просто так. У них очень нелёгкая задача, которую приходится решать в нелёгкое время. И страна не такая простая, и вокруг нас в мире не так всё просто... Но подвижки к лучшему всё же есть. К примеру, стало больше возможностей заработать. А раньше, как ни крутись... В советское время я одновременно снимался в четырёх картинах в больших ролях, но всех гонораров не хватало на скромные «Жигули». Не хочется к этому возвращаться. Мне хорошо знакомо безденежье. Или в театре - разве раньше мы могли играть то, что хотим? Когда бы мы во всеуслышание обсуждали острые политические вопросы без риска оказаться на нарах? Когда бы ездили в отпуск в ту страну, которую сами выберем? Понимаю, что всё очень дорого, но магазины заполнены продуктами. Нельзя всего нового положительного в России не замечать.
Досье
Валентин Гафт родился в 1935 г. в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ. С 1969 г. - актёр театра «Современник». Сыграл в более чем ста фильмах («Убийство на улице Данте», «Гараж», «Небеса обетованные», «О бедном гусаре замолвите слово», «Мастер и Маргарита» и др.). Супруга - актриса Ольга Остроумова.
| |