|
Российский суперкомпьютер «Ломоносов» попал в двадцатку лучших в мире. Это одна из самых мощных машин. Оценим возможности компьютера, который занимает площадь в 250 квадратных метров.
Boeing-707 совершает аварийную посадку - самолёт заваливается на бок и приземляется на брюхо. Это краш-тест. Разработчики разбили новый самолет, чтобы узнать, что как он поведёт себя при настоящем падении, когда вместо манекенов к сидениям будут пристегнуты живые люди. Совсем скоро этих затрат на натурные испытания можно будет избежать, и моделировать условия аварии на компьютере.
- Вот в таком объеме 64 процессора. А сколько их всего здесь? - Около 9 тысяч.
Это самый мощный в России суперкомпьютер «Ломоносов». Чтобы разместить только мозг этой системы, в МГУ понадобилось помещение размером с университетский спортзал.
В этом помещении больше сотни 2-метровых стоек с вычислителями и коммутаторами. Примерно половина этих ящиков - кулеры, которые защищают систему от перегрева. Это они шумят так, что находиться здесь можно только в специальных наушниках.
Вычислительная мощность суперкомпьютеров оценивается показателем пиковой производительности. «Ломоносов» способен производить 420 триллионов операций в секунду. Это возможно благодаря тем самым 9 тысячам процессоров и системе коммутации, которая их объединяет.
«Смысл суперкомпьютерной параллельной обработки такой, чтобы все работали вместе. За счёт одновременной обработки резко сокращается время решения задач», - поясняет заместитель директора по науке МГУ Владимир Воеводин.
На самом деле суперкомпьютер - это почти то же самое, что и файлообменные сети. Нет единого выделенного сервера или процессора, вся работа происходит одновременно на тысячах машин. Только в файлообменниках компьютеры разбросаны по всему миру, а здесь собраны в одной комнате.
«Если для взаимодействия различных процессов в рамках традиционного суперкомпьютера нужны микросекунды, то для того, чтобы процессы пообщались между собой через Интернет - это могут быть секунды в том числе. И вот эта неоднородность и ненадежность взаимодействия часто сводят на нет эффект от параллельной обработки», - продолжает заместитель директора по науке Научно-исследовательского вычислительного центра Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Владимир Воеводин.
В МГУ на суперкомпьютере «Ломоносов» одновременно работают около 400 научных групп. Пока больше всего мощности «Ломоносова» используют нефтяники.
Здесь, например, можно смоделировать условия, в которых будет работать морская нефтедобывающая платформа при сильном ветре и высокой волне.
«Где нужно бурить скважину, каков режим использования нефтяного резервуара, - описывает задачи, которые способен решить суперкомпьютер, Владимир Воеводин. - У них же огромный объём данных, который поступает от сейсморазведки. А после этого нужно делать правильные выводы. Вы пробурили скважину не в том месте - вы потеряли колоссальные деньги. Вы пробурили не в том месте морскую скважину - вы потеряли ещё большие деньги».
«Ломоносов» уже год удерживается в двадцатке самых мощных суперкомпьютеров мира. Но сами компьютерщики говорят: то, что сегодня ещё вызывает гордость, с каждым днём безнадежно устаревает.
«Может быть это удивительно, но через 10-12 лет то, что мы видим за стеклом, оно будет у нас в ноутбуках», - улыбается Владимир Воеводин.
Но через 10-12 лет и Интернет будет связывать компьютеры быстрее и надёжней. Смоделировать крупное землетрясение можно будет с обычного наладонника.
| |