|
Театр Евгения Миронова представил сотый спектакль «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса. этом году спектакль получил Национальную театральную премию «Золотая маска» в трех номинациях.
Полчаса до спектакля. Короткая репетиция.
«А можно здесь свет включить как-нибудь?» - спрашивает Чулпан Хаматова. Решая технические вопросы, Чулпан успевает размяться и распеться.
Премьера «Рассказов Шукшина» состоялась в ноябре 2008 года, и теперь уже сотый спектакль. Такой юбилей - праздник и подвиг. Два года не труппа, а актеры разных театров между другими спектаклями, съемками и благотворительными выступлениями находят время, чтобы собраться на одной сцене.
«Каждый раз выхожу на сцену, как в первый и в последний раз. И страшно, и неуверенно. Все время слушаешь, как ведет себя зал, прислушиваешься к каким-то новым интонациям партнеров. Ну и, безусловно, стараешься, чтобы на каждом спектакле появлялось что-то новое, чтобы спектакль дышал, развивался», - говорит Хаматова.
«Степкина любовь», «Сапожки», «Срезал», «Миль пардон, мадам» - всего десять рассказов Василия Шукшина в постановке латвийского режиссера Алвиса Херманиса. Писатель рисовал портреты своих односельчан из деревни Сростки Алтайского края. Но спектакль, хоть и сохранил авторский текст, получился не только про русских. Он вообще о человеческих отношениях. Трогательных и чистых.
«Это понимают почему-то в Вене или в Амстердаме, они не чувствуют, что это о русском народе. Они вдруг перестают читать титры и понимают, что это про них, про простых людей, про простые отношения, которые сейчас редкость в этом мире, в этом мегаполисе. Цинизм все закрыл, уже фальшь большая, отличить невозможно. А тут вдруг продирается самое настоящее», - говорит актер, народный артист России, художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов.
История Николая, который из деревни переехал к жене-москвичке, но что-то между ними не клеится. Или про Серегу: в Кларе души не чаял, а она ему изменила. И еще о Степке: из тюрьмы сбежал, когда оставалось чуть-чуть. Домой, к близким, потому что без них больше не смог.
Три с половиной часа в напряжении заставляют плакать и смеяться. Актеры часто импровизируют. За эти два года в спектакле появились любимые места и традиционные розыгрыши.
«У артистов это такое случается, когда я говорю: "Вон, Сенька Маров!" Все смотрят в кулисы. В это время ребята все время что-то придумывают, чтобы расколоть нас. Сегодня они разделись догола и мылись в ванне за кулисами. Сенька Маров был в бане. Ну, все сразу упали на пять минут! Зрители это не видят, а у нас куча эмоций», - рассказывает Миронов.
Уже после спектакля эмоции переполняли и публику. Режиссер Вадим Абдрашитов, с которым 13 лет назад начинала работу в кино Чулпан Хаматова, сожалел, что не видел «Рассказы Шукшина» раньше. «Я побывал на празднике, чему чрезвычайно рад, - признается Абдрашитов. - Это праздник высокой литературы, замечательного режиссерского мастерства и потрясающих актерских работ. Это и есть настоящий театр! Я просто под сильным впечатлением».
Актер Виктор Сухоруков, который умеет и рассмешить, и до слез довести, не сразу подобрал слова. «Я сегодня не по-мужски сентиментален, и эту мою эмоциональную слабость вызвал спектакль "Рассказы Шукшина". Просто спектакль, просто скамейка, просто фотография и просто живые, мои, наши российские актеры. И что они вытворяют!» - восхищается Сухоруков.
Актеров долго не отпускали со сцены, вызывая на поклон снова и снова. На сотом спектакле «Рассказы Шукшина» в зале не было свободных мест. Впрочем, как всегда на этой постановке.
| |