|
22 декабря 2010 года в фойе Большого зала московского Дома кино состоялась 13-я торжественная церемония вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Призы от самой привередливой киноаудитории распределились между ведущими отечественными кинематографистами, фильмы которых в уходящем году вызвали широкий резонанс на российских и международных кинофестивалях.
Церемония награждения лауреатов впервые проходила не в зале, а в фойе Дома кино в непринужденной дружеской атмосфере. Номинанты, организаторы и гости, сидя за широкими столами, поднимали бокалы с шампанским и обменивались сочными репликами в адрес увиденного. Ведущие вечера кинокритик, автор и ведущий программы «Синемания» Давид Шнейдеров и актриса Аглая Шиловская небезуспешно пытались поднять настроение зала шутками на тему популярности числа 13 в отечественном кино и словесными пазлами от президента Гильдии киноведов и кинокритиков СК России Виктора Матизена, в которых переплетались в сумбурную стихотворную речь названия всех фильмов - номинантов на премию «Белый слон». Специальный приз имени основателя Гильдии киноведов и кинокритиков Мирона Черненко Экспертный совет гильдии решил в этом году присудить режиссеру Кире Муратовой с формулировкой «За последовательный и интеллектуальный нонконформизм в искусстве и жизни». Среди основных номинантов на премию явным лидером стала картина Алексея Федорченко «Овсянки», получившая 7 номинаций. Фильмы «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и «Кочегар» Алексея Балабанова претендовали на призы в 6-ти номинациях. В категории «Лучшая женская роль второго плана» победительницами стали набравшие равное количество голосов Рената Литвинова за участие в картине Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» и Юлия Пересильд, сыгравшая в фильме Алексея Учителя «Край». Получая своего «Белого слона», Юлия поблагодарила членов Экспертного совета гильдии за оказанную честь, но выразила сожаление, что картина «Край» была представлена лишь в одной номинации. Лучшей исполнительницей главной женской роли стала актриса Ольга Демидова, чья работа в драме Андрея Стемпковского «Обратное движение» заслуживает самой высокой оценки. Лауреатом премии за «Лучшую мужскую роль второго плана» стал Евгений Миронов, блестяще сыгравший в одном из эпизодов фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Поднявшись на сцену, Миронов развеселил зал, заявив: «Я на полном серьезе считаю, что "Белый слон" - самая объективная российская премия, потому что трудно себе представить, чтобы Михалков надавил на Матизена». За звание лучшего фильма-дебюта боролись три картины: «Другое небо» Дмитрия Мамулии, «Обратное движение» Андрея Стемпковского и «Счастье мое» Сергея Лозницы. Приз достался последней. В отсутствии Сергея Лозницы «Белого слона» принял сыгравший главную роль в фильме «Счастье мое» Виктор Немец, который порадовал гостей церемонии великолепным исполнением на саксофоне знаменитой песни «Как много девушек хороших». Лучшим зарубежным фильмом российского проката по мнению киноведов и кинокритиков стала картина Михаэля Ханеке «Белая лента», выигравшая соперничество с фильмами «Серьезный человек» Итана и Джоэла Коэнов и «Социальная сеть» Дэвида Финчер. Лучшим анимационным фильмом года был признан мультфильм «Со вечора дождик» Валентина Ольшванга. А лучшей документальной лентой обладательница главного приза фестиваля документальных фильмов «Артдокфест» - 2010 картина «Outro» Юлии Панасенко. Остальные призы отправились в копилку трех фаворитов премии «Белый слон»: «Как я провел этим летом», «Кочегар» и «Овсянки». Приз за лучшую операторскую работу был присужден Павлу Костомарову - оператору «Как я провел этим летом». А два «Белых слона» за лучшую главную мужскую роль получил актерский дуэт Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина из этого же фильма. Картина «Овсянки» победила в номинации за лучший сценарий. Обладатель приза сценарист Денис Осокин признался, что книга «Овсянки», написанная им четыре года назад, отняла у него много крови и сил. «Но теперь эти силы начали ко мне возвращаться», - поделился радостью лауреат. И, наконец, картина «Кочегар» Алексея Балабанова стала победителем в четырех номинациях - за лучшую музыку к фильму (Валерий Дидюля), лучшую работу художника-постановщика (Анастасия Каримулина), лучшую режиссуру и лучший фильм года. Итоги церемонии в оригинальном ключе подвел Виктор Матизен, подчеркнувший, что за Гран-при боролись призеры Венецианского и Берлинского фестивалей и во всех смыслах национальная картина «Кочегар». «Не надо нас обвинять в космополитизме, - заявил Матизен. - Мы, критики, поддерживаем сугубо национальное кино».
| |