|
У «Волоколамского рубежа» есть своё лицо, и его нельзя сравнивать, как мы делали раньше, с «Золотым Витязем», например. Так что у президента фестиваля Ирины Скобцевой-Бондарчук есть все основания для того, чтобы сказать: «Волоколамский рубеж» прекрасен". Хотя, бесспорно, любому фестивалю нужно развиваться, становиться лучше, совершеннее, и в этом смысле Волоколамскому киносмотру тоже есть к чему стремиться. Победа в игровой программе седьмого «...рубежа» (16-20 декабря 2010 года) оскаровского номинанта - а это, как известно, «Край» Алексея Учителя - не вызвала особого удивления. Можно спорить, насколько «Край» относится к военно-патриотическому кино (нешуточные любовно-железнодорожные страсти разгораются, если я не ошибаюсь, после войны, да и русские показаны в фильме не в самом привлекательном свете). Не вызывает споров только темперамент Владимира Машкова, сыгравшего в «Крае» одну из главных ролей, и стремление авторов сделать историю максимально зрелищной, эффектной. Некоторые вопросы вызвала документальная программа. Ранее сосредотачивалась в кинотеатре «Юность», и собирала она полный зал несколько дней напролёт. Среди зрителей были, естественно, люди среднего и пожилого возраста (для них война - это живая боль и память), проявляла интерес к документалистике и молодёжь. Но «Юность» несколько лет назад снесли под строительство некоего суперсовременного культурно-развлекательного центра, просмотры перенесли в актовый зал Администрации Волоколамского района, большой экран сузился до совсем маленького. Результат - шумные набеги «для галочки» местных школьников, которые не могли и, главное, не хотели понять, что им показывают. Однако непоседливые школьники мало в чём виноваты - таково уж современное поколение кинозрителей. «Неигровое» жюри под руководством Джеммы Фирсовой, умницы, красавицы и просто хорошей женщины, видимо, разумеется, пыталось публику настроить на серьёзный лад, а в некоторых случаях горячо спорить с авторами, приехавшими в Волоколамск, чтобы представить свои творения. «Европолис - город дельты» Костадина Бонева - далеко не репортаж, это серьёзный полнометражный фильм, почти «кинороман». После просмотра у зрителей вполне закономерно может возникнуть вопрос: «А какое отношение имеет "Европолис" к военно-патриотической тематике?» Грустный рассказ о медленно исчезающем с карты Европы городке расставляет скорее политические акценты и направлен на повышенное внимание объединенной Европы к неблагополучному балканскому региону. Но кинематографические достоинства «Европолиса...» возобладали, и неигровое жюри объявило эту ленту лучшим документальным фильмом фестиваля.
| |