|
О ситуации вокруг Договора о СНВ и перспективах российско-американских отношений «Известиям» рассказал директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов
известия: Ратификация Договора о СНВ стала самым долгожданным событием российско-американской повестки. Как именно она повлияет на отношения между Москвой и Вашингтоном?
Сергей Рогов: Это свидетельствует, что «перезагрузка» прошла успешно. А значит, российско-американским отношениям в ядерной сфере обеспечена предсказуемость и стабильность на ближайшее десятилетие. Теперь можно задуматься над тем, чтобы вовлекать в новую систему международной безопасности ведущие государства, обладающие ядерным оружием. Не только Англию, Францию и Китай, но также Индию и ряд других стран. Кроме того, две недели назад вступило в действие и так называемое Соглашение-123 - по обмену ядерными технологиями между США и Россией. Так что теперь у нас будет два соглашения по ядерным вопросам.
и: В чем смысл отдельной резолюции с поправками, которую принял сенат при ратификации договора?
Рогов: Это политическое заявление, куда по настоянию сенатора Джона Маккейна было включено несколько положений, касающихся противоракетной обороны. Несомненно в Москве их подвергнут критике. Но значение этого документа преувеличивать не стоит. Это демонстрация намерений республиканцев: что они будут делать, если вернутся в Белый дом. Мы видим, что две трети сенаторов-республиканцев проголосовали против договора об СНВ. И сейчас все претенденты на выдвижение от республиканской партии занимают очень жесткую позицию.
и: В чем она состоит?
Рогов: Как вы знаете, администрация Обамы пересмотрела приоритеты ПРО и заморозила стратегическую противоракетную оборону до конца десятилетия. Между тем в резолюции есть требование продолжить работы над созданием двухступенчатой стратегической ракеты-перехватчика GBI - той самой, которую Джордж Буш-младший собирался размещать в Польше.
и: То есть в случае победы республиканцев в 2012 или 2016 году диалог между Москвой и Вашингтоном зайдет в тупик, а все последние усилия будут сведены на нет?
Рогов: Я напомню: администрация Буша в одностороннем порядке вышла из договора по ПРО и начала неограниченное развертывание противоракетной обороны. Если неоконсерваторы придут к власти, нельзя исключать, что история повторится. Конечно, это тревожный сигнал. И если США вновь попытаются создать стратегическую ПРО, да еще и с космическим эшелоном, мы будем вынуждены реагировать. Но сейчас так вопрос не стоит. Противоракетная оборона США все еще в зачаточном состоянии. Сегодня американцы с большим трудом перехватывают ракеты средней дальности. Не надо поддаваться на блеф, как это было в 1983 году, когда Рейган объявил программу «звездных войн». Прошло 20 лет, а стратегической ПРО у США как не было, так и нет. Это задача сложная и дорогостоящая.
и: Но ведь и планы нынешней администрации США вызывают у Москвы опасения?
Рогов: Вроде бы кризис миновал, но нерешенные вопросы действительно остаются. Администрация Обамы отказалась от развертывания третьего позиционного района стратегических ракет-перехватчиков. Новая программа делает упор на развитие региональной противоракетной обороны, или ПРО на театре военных действий. В первую очередь это система морского базирования Aegis, которая предназначена для перехвата ракет малой и средней дальности. Мы с американцами такие ракеты уничтожили, поэтому эти системы нам не угрожают. А перехватывать наши стратегические межконтинентальные баллистические ракеты они не в состоянии. Пока. Но на четвертой фазе плана - после 2018 года - предполагается модернизировать перехватчик Aegis, и тогда это будет возможно. Это грозит спровоцировать новый кризис в российско-американских отношениях. Поэтому важно, чтобы сейчас мы вели серьезные переговоры. И предложение Москвы о взаимодействии двух систем ПРО - американской и нашей, где каждый отвечает за свой сектор, может быть основой для договоренности.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Договор между США и Россией о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) был подписан 8 апреля 2010 года в Праге президентами двух стран Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Это соглашение заменило Договор СНВ-1 от 31 июля 1991 года и Московский договор от 24 мая 2002 года.
Документ предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ.
Соглашение устанавливает запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории. В юридически обязывающей форме зафиксировано положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений, а также о возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения СНВ. Срок действия договора - десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении СНВ. Стороны могут договориться о продлении действия договора на период не более пяти лет. Договор включает положение о выходе из него. Документ вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами.
| |