|
Объемы авиаперевозок пассажиров в России к 2020 году предполагается повысить в 4-5 раз, а число действующих аэропортов удвоить.
При этом планируется существенно увеличить долю региональных и местных перевозок, сообщил Вестям.Ru начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Рутенберг.
По его словам, в отрасли уже удалось снизить цены на авиатопливо и повысить количество конкурентных маршрутов, обслуживаемых тремя и более перевозчиками, на долю которых сегодня приходится три четверти общего объема перевозок. По расчетам ФАС, приход одной дополнительной авиакомпании на маршрут способствует снижению тарифов, в среднем, на 28,5%, двух компаний - на 32%, трех - на 39%. Что же до низкотарифных авиаперевозок, то пока на их долю в России приходится всего 5%, тогда как в мире они составляют треть от общего объема.
В последние годы общий рост авиаперевозок, в большей степени, происходил за счет зарубежных рейсов, а внутренний пассажиропоток концентрировался, в основном, на магистральных направлениях. В результате через Москву сейчас летает 75% пассажиров, а региональные и местные перевозки составляют 22% и 3%. Для сравнения, в 1990 году их численность составляла, соответственно, 26%, 46% и 27%. И если 20 лет назад в РСФСР насчитывалось 1,5 тысячи аэропортов, то сейчас их меньше 400.
Чтобы кардинально изменить сложившуюся ситуацию, в частности, необходимо инвентаризировать все имеющееся авиахозяйство и заняться восстановлением аэропортов там, где это нужно. Какую-то часть из них можно было бы сделать социальными, ориентированными на обслуживание бюджетных рейсов. Также, помимо прочего, следует предпринять конкретные шаги по расширению авиапарка, в том числе за счет обеспечения производства и импорта небольших самолетов, перечислил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС.
По его определению, одним из главных условий увеличения объема перевозок и снижения их стоимости служит повышение конкуренции, поэтому соответствующей авиационной проблематикой также озадачилась антимонопольная служба.
Ресурсы для снижения стоимости авиаперевозок есть, и, в первую очередь, они обусловлены сохранением высокой (до 80%) монопольной доли в аэронавигационном, топливозаправочном и прочих видах обслуживания авиакомпаний, пояснил Вестям. Ru главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. И при создании социальных аэропортов, добавил он, нужно будет позаботиться об обеспечении более низких расценок на упомянутые услуги, в том числе, при содействии местных властей. К более активному развитию региональной и местной авиации логично было бы привлечь и бизнес-структуры, которые реализуют собственные проекты на конкретных территориях - на том же Сахалине, к примеру, уточнил Пантелеев.
Чтобы увеличить отечественный авиапарк, помимо прочего, можно было бы отменить взимание НДС на приобретение новых самолетов, как это делается за рубежом, заметил в комментарии для Вестей.Ru главред журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. А чтобы аэропортов стало больше, продолжил эксперт, их, в частности, нужно освободить от избыточного нормативного регулирования и, в этой связи, пересмотреть существующие требования по безопасности в отношении небольших местных аэропортов. Тогда как сегодня от какого-нибудь отдаленного северного поселкового аэродрома требуется организация охраны, к примеру, на уровне столичного. «Альтернативные» аэропорты, кстати, за рубежом активно используются авиакомпаниями, совершающими дешевые рейсы, подчеркнул Синицкий.
Впрочем, по его мнению, при разработке реформаторских планов важно учитывать отраслевую специфику. Так, отнюдь не всегда наличие одного перевозчика на каком-то маршруте следует расценивать негативно, поскольку нередко он выдерживает здесь такие низкие цены, с которыми просто не могут и не хотят конкурировать другие компании. И также следует иметь в виду, что, в значительной мере, сегодняшняя географическая схема внутри российских авиаперевозок сформировалась под воздействием объективных экономических условий, реального спроса и уровня платежеспособности населения. констатировал главред «Авиатранспортного обозрения».
Так, может быть, задача восстановления былой сетки рейсов между столицами регионов (минующих Москву) и внутри них в современных обстоятельствах, вообще, не актуальна?
Подобное предположение, однако, опровергается статистикой успешно действующих на внутреннем рынке авиаперевозчиков. Так, одна из наиболее известных авиакомпаний «ЮТэйр», которая специализируется, в основном, на внутренних перевозках, и имет самую разветвленную сеть маршрутов по России, за 11 месяцев текущего года перевезла пассажиров самолетами на 28,3% больше, в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом (при среднеотраслевом показателе в 26,8%). А рост перевозки пассажиров вертолетами, как сообщили Вестям.Ru в пресс-службе компании, составил 21,7%.
Вполне востребованы внутренние рейсы, такие как «Владивосток-Иркутск-Екатеринбург» или «Екатеринбург-Чита», Екатеринбург-Сочи" и на «Уральских авиалиниях». По информации руководителя пресс-службы авиаперевозчика Елены Спиридович, в 2010 году «Уральские авиалинии» уже перевезли рекордное для себя полуторамиллионное количество пассажиров. Всего с января по ноябрь на самолетах компании поднялись в небо 1 678 999 пассажиров (на 21% больше показателя 2009 года), из которых почти половина (784 211) совершили перелеты на внутренних направлениях.
В целом по России, напомним, после прошлогоднего кризисного спада (в 2009-м число перевезенных пассажиров уменьшилось на 8,3%), за январь-октябрь 2010-го объем авиаперевозок увеличился на 27,1%, в сопоставлении с аналогичным прошлогодним периодом. А в следующем году, по прогнозу Олега Пантелеева, отрасль может прирасти на 25%.
| |