|
В канун больших каникул, когда многие отправятся в кино, - разговор о том, как мы подходим к первой годовщине выхода на экраны «Аавтара», первого блокбастера в «трехмерке», в 3D. Год спустя на экраны выходит уже целая «пачка» фильмов в новомодном формате.
Первая - и главная - заслуга 3D в том, что кино все еще снимают и показывают. Давно изобретенный - с ним ещё в 30-е экспериментировали во Всесоюзном кино-фотоинституте - стереоформат в самый разгар кризиса буквально спасает крупные студии, прокатчиков и кинотеатры. Целые сектора мировой экономики стагнируют, а «Аватар», «Алиса в стране чудес», новый «Шрек», «Мегамозг» назло критикам бьют кассовые рекорды.
Чтобы крутить это у себя, в зал нужно поставить цифровой проектор. По их числу Россия уже в первой пятерке европейских рынков, а по доле цифровых залов во всей своей сети и подавно в тройке. Цифра отменяет дорогие пленочные копии, сэкономленные миллионы идут на создание и раскрутку картин - в том числе наших, российских.
Польза очевидна, однако в своих рассуждениях о будущем 3D собеседники программы «Индустрия кино» высказываются в лучшем случае - со сдержанным оптимизмом.
«Я должен признаться вам, что я не большой фанат 3D», - говорит Брюс Уиллис.
«Ну, знаете, на нем свет клином не сошелся», - вторит ему Люк Бессон.
«Технология только развивается, мы не собираемся снимать в 3D все подряд», - утверждает продюсер Джерри Брукхаймер.
Андрей Кончаловский - один из первых наших соотечественников, взявшихся за 3D. Его только что стартовавший «Щелкунчик» на сереоэффектах построен почти весь. Но перебарщивать с ними в кино нельзя, говорит режиссер: «Сейчас многие продюсеры хотят все снимать в 3D. Но я бы не снимал в 3D "Курочку Рябу" или "Глянец" или что-либо другое. В 3D нельзя снимать картины просто».
В погоне за сверхприбылью крупные студии повадились отдавать обычные картины индусам и корейцам на дешевую и быструю переконвертацию в стереоформат. Зритель очень быстро понял: далеко не за все, что предлагают смотреть в стереоочках, стоить платить эту стереоцену. В будущем кинобизнесу новые объемы 3D будет придавать только в тех случаях, когда оно придает новое измерение киноискусству. Когда стерео будет обеспечивать нам по-настоящему захватывающий аттракцион.
«Трон. Наследие» - флагманский проект студии Disney - изначально снимался в 3D, стереоприемы здесь - уже не опрометчивый коммерческий ход. Продуманная тактика игры с залом, и главное - далеко не единственная техническая уловка в арсенале режиссера. Один из главных героев - гениальный программист - стал пленником созданной им виртуальной игровой вселенной и своего цифрового клона Клу.
Сыграть себя в двух лицах 61-летний оскароносец Джефф Бриджес смог благодаря технологии «захвата игры» - performance capture, - внедренной ещё Джеймсом Кэмероном в «Аватаре». Камеры, закреплённые на шлеме актера, отслеживают движения множества точечных датчиков на его лице, позволяя Бриджесу управлять мимикой своего персонажа.
На вопрос «как эта технология может изменить киноиндустрию» актер Джефф Бриджес отвечает: «То, что мы делаем, - это вершина айсберга. Представьте, наступит день, да он уже пришел, можно будет смешать нескольких актеров в одном. Можно так будет сказать: так, ну-ка возьмем треть Джефа Бриджеса, попробуем добавить трети Марлона Брандо, а потом еще и треть Аль Пачино... Нет, не Аль Пачино. Давайте попробуем там Де Ниро. Мы теперь можем выдумать любого героя. Кинопроцесс снова вернулся в руки сценаристов. Мы теперь живем в мире, где главным становится идея. Не нужны больше ни костюмы, ни декорации, все можно нарисовать».
Между тем, спрос на такое кино растёт. Ключевой индикатор - стремительное развитие кинопоказа в формате IMAX. Билеты в такие залы еще на 30-40 процентов дороже, чем на простое 3D, но зрительская жажда свежих ощущений пока неутолима, через год IMAXов в России будет 26.
«У фильма в IMAX намного лучше контрастность и цветопередача, - поясняет генеральный менеджер корпорации IMAX по развитию в регионах Джулиан Стенфорд. - Также мы предоставляем режиссерам наши продвинутые камеры, чтобы они могли снять отдельные сцены своих фильмов специально для показа в наших кинотеатрах».
«Кроме всего прочего, IMAX снимает отдельно большое количество документальных фильмов, - рассказывает председатель совета директоров группы компаний ''Каро'' Леонид Огородников. - Мы тоже хотим их показывать, и показывать школам - делать такие образовательные просмотры».
«Трон» с его бюджетом в 170 миллионов долларов и подобные ему проекты, на которых обкатываются новейшие технологии, - это штучный товар, это трудно поставить на поток: громоздкие 3D-камеры, груженые двойным комплектом оптики, возвращают съёмку к темпоритмам ранней эры кинематографа, а обработка видео отнимает многие месяцы.
«Мы привыкли в 2D кино отделять фигуру от фона, тем самым как бы указывая зрителю: вот ты смотри на это, тут фокус внимания твой должен быть, - рассуждает режиссёр Алексей Попогребский. - В 3D скорее обратная задача: в 3D есть возможность отделять фигуру от фона именно за счет глубины. Соответственно нужно намного больше света на площадке, на порядок».
Дороговизна и сложность съёмки в 3D лишь подзадоривает Алексея Попогребского. Режиссёр, чей фильм «Как я провёл этим летом» взял трёх «Серебряных медведей» в Берлине, начал с 3D короткометражки «Капля крови», но останавливаться на этом не собирается.
«Я пишу сейчас сценарий полнометражного фильма, который просто требует дополнительно измерения, как драматургического средства. То есть для моей большой истории 3D необходимо, иначе оно существовать не может», - говорит Попогребский.
Итак, 3D постепенно вторгается в пространство авторского кино. День, когда жюри Каннского кинофестиваля придётся надеть стереоочки, не за горами.
| |