|
25 декабря наиболее ироничный, обаятельный и независимый гитарист-вокалист золотого состава группы «Машина Времени», а в прошлом и группы «Воскресение» Евгений Шулимович Маргулис (в кругу близких друзей просто Гуля) хлебосольно и песенно отпраздновал свое 55-летие. Буквально перед застольем самый молодой из аксакалов МВ пообщался со своим почти однофамильцем, обозревателем «Известий»
25 декабря наиболее ироничный, обаятельный и независимый гитарист-вокалист золотого состава группы «Машина Времени», а в прошлом и группы «Воскресение» Евгений Шулимович Маргулис (в кругу близких друзей просто Гуля) хлебосольно и песенно отпраздновал свое 55-летие. Буквально перед застольем самый молодой из аксакалов МВ пообщался со своим почти однофамильцем, обозревателем «Известий».
Известия: Возраст, обозначенный двумя пятерками, что-нибудь для тебя определяет?
Евгений Маргулис: Абсолютно ничего. Свое 55-летие я могу ощутить лишь по количеству волос на башке и количеству зубов во рту. Пока вроде, тьфу-тьфу, все на месте.
И: Но дни рождения свои ты все же стараешься превратить в праздник?
Маргулис: У меня в таких случаях формат всегда один. Собираю тех, с кем общался и общаюсь. Тех, кто что-то привнес в мою жизнь в плане расширения интеллектуальных возможностей. В среднем собирается человек двести, в большинстве случаев семейные пары. Играю для них концерт с разного рода вариациями, ибо среди друзей у меня много музыкантов. То есть получается пьянка с джемом.
И: «Машинисты» и «воскресники» по-прежнему обязательные гости на твоем торжестве?
Маргулис: Конечно. Невзирая ни на что.
И: Точнее, на то, что вне сцены и профессиональной деятельности вы сейчас общаетесь уже довольно редко?
Маргулис: Такое случается. Скажем, «роллинги» Мик Джаггер и Кит Ричардс кроме как по работе не общаются друг с другом уже лет шесть. Ты взрослеешь и понимаешь, что на этих «чертей», с которыми связана чуть ли не каждая секунда твоей юношеской и молодой жизни, просто неохота тратить много времени, поскольку есть и другие люди.
И: С барабанщиком «Машины Времени» Валерием Ефремовым вы родились в один день. Как решаете, чье торжество важнее?
Маргулис: В этот раз - мое. Валерка старше меня на два года. Когда юбилей у него, я, конечно, уступаю. Но вообще, думаю, что больше свои дни рождения я праздновать не буду - надоело.
И: Какого рода подарки тебе приносят коллеги-"машинисты"?
Маргулис: Подарки разные, но на одни и те же темы. Я долгое время коллекционировал фигурки лягушек, и мне их регулярно дарили. Накопилось штук шестьсот. Сейчас начал собирать этнические музыкальные струнные инструменты и тоже накопил их уже изрядно. Вот, Макару я принес на день рождения азербайджанский тар, и он мне подарил тоже хороший инструмент.
И: Коллекционируешь эти инструменты ради любования или чтобы использовать?
Маргулис: Я развешиваю их на стенах квартиры. Они радуют глаз. Но иногда мне приятно послушать, как они звучат.
И: Твоя давняя грустная, с мотивом безнадеги, песня «Письма» и сегодня актуальна?
Маргулис: Абсолютно. Думаю, она будет актуальна здесь всегда. Хотя, конечно, хочется, чтобы в России хоть что-то поменялось в лучшую сторону.
И: Из общественно резонансных событий уходящего года какие-то вызвали твою реакцию? Ну, например...
Маргулис:...знаю, знаю... Химкинский лес, процесс над Ходорковским и Лебедевым, «Юра-музыкант», недавнее общение премьер-министра с народом по ТВ и т.д. На ум приходит старый анекдот. Пожилой еврей расклеивает на стенах домов некие листовки. К нему подходят люди и интересуются: а почему у вас в них ничего не написано? Это же просто чистые листы. А чего писать, отвечает он, и так все ясно. Вот и ответ.
Кроме того, я считаю, что добрые дела делаются тихо. Хочешь кому-то помочь, помогай. Допустим, детям. У нас масса совершенно жутких детских домов. Помогай старикам. Это значительно лучше, чем бакланить без толку. Есть, скажем, фонд «Дети наши», в акциях которого я без лишнего шума участвую. Знаю, на что там расходуются деньги, что «по дороге» их не разворовывают и т.п.
И: В свободные от концертного графика «Машины Времени» периоды жизни ты находишься в основном за рубежом или здесь?
Маргулис: Надолго за пределы России я всегда уезжаю летом. Хотя если за рубежом проходит какой-то интересный для меня концерт, могу на него тут же сорваться и полететь.
И: Ты уже как-то говорил мне, что предпочитаешь посещать концерты преимущественно на Западе. Почему?
Маргулис: Звук там лучше, билеты раз в пять дешевле, комфорт многократно выше.
И: В сольном творчестве у тебя сейчас по-прежнему главная ставка на блюз или есть желание повернуть куда-то еще?
Маргулис: Хочу в ближайшие месяцы попробовать сделать достаточно странную программу с американским камерным квартетом и виолончелистом Бориславом Струлевым. Попробую перелистать немного историю от классики до блюза, поэкспериментировать с хорошей музыкой.
И: Кто уговорил тебя участвовать в проекте «Песни для Аллы» и записать кавер-версию шлягера Пугачевой «Арлекино»?
Маргулис: Алла Борисовна долго пыталась заполучить меня в программу, которую вела на своем «Радио Алла». Я отбрехивался, а потом мы все-таки встретились, замечательно потрепались, поскольку много лет знакомы. Она периодически тайком приходит на мои блюзовые концерты и кайфует от того, что там на нее никто не обращает внимания. Алла рассказала, что рок-музыканты собираются «сделать ей подарок» и перепеть ее хиты, и она хочет, чтобы я поучаствовал в этой истории. Я скачал ее песни, послушал. Понял, что петь мне тут нечего, да и не особо охота. Позвонил ей и честно об этом сообщил. Тогда Алла предложила две песни, «которые мне подойдут». Одна «Еврейский музыкант» на стихи Мандельштама. От нее я отбился сразу. Другая - «Арлекино». Я согласился и умчался в Америку, имея в башке версию этой песни в духе Тома Уэйтса. В Лос-Анджелесе встретился со своими друзьями. Они подарили мне странный инструмент под названием сигар-бокс-гитара, издающий странные звуки. Взял на нем пару аккордов и понял, что вот «Арлекину»-то кирдык и настал. Прилетел в Москву, записал партию сигар-бокса на студии у Андрея Державина, подложил другие инструменты и отправил этот вариант Пугачевой. Она вскоре позвонила и воскликнула: «Я в шоке! Ты должен участвовать в концерте "Песни для Аллы". Не могу, объяснил, поскольку уезжаю с "Машиной" на фестиваль "Рок над Волгой". Тогда, сказала она, я должна снять тебе клип. Я удивился, но ради такого дела вернулся на день в Москву, и такой ролик был сделан. Сейчас он висит в YouTube. Мнения публики разделились ровно пополам. Одни говорили, что песня зазвучала по-новому и текст ее стал еще заметнее. Вторые, разумеется, "закидали помидорами".
И: Давай теперь о личной жизни. У тебя с твоей супругой Анной сложился один из самых нерушимых семейных союзов в нашем рок-н-ролле. По одной из версий, давным-давно вас познакомил Александр Фагот Бутузов, бывший когда-то "штатным чтецом" в "Машине Времени".
Маргулис: Нет, мы с Аней познакомились не благодаря Фаготу, а из-за плановых отключений горячей воды в наших домах. У моего приятеля Мишки, одноклассника Ани, была квартира с газовой колонкой. Когда у нас в районе "вырубали" отопление, все шли мыться туда. Там мы с Аней и встретились. Поначалу я ее не очаровал. Пришел в сломанных очках, с перемотанной изолентой оправой... Она мне тоже не очень понравилась. А потом мы где-то пересеклись и вскоре уже, как говорится, стали жить-поживать...
И: Вы когда-нибудь обсуждали между собой, почему вы вместе?
Маргулис: Во-первых, никого лучше я не найду, во-вторых, кайфовая она - вот и все. Анька - мой соратник, на ней я проверяю все свои песни. Если она говорит о какой-то из них: г..., песня эта больше никогда звучать не будет, потому что вкус у Ани хороший.
И: Вы отмечаете годовщины свадьбы?
Маргулис: Да, конечно. А с определенного момента дата нашей свадьбы стала иметь особое значение и для всего мира - 11 сентября.
И: На своем 40-летии "Машина Времени" не остановилась и плавно покатилась дальше. Теперь это движение, видимо, будет "до упора"?
Маргулис: Видимо, да. Пока кто-то из нас не отправится играть в другие места.
И: Как музыкант "Машины Времени" и "Воскресения", ты тысячу раз сыграл два ключевых хита нескольких поколений - "Поворот" и "Кто виноват?". Скажи, какая из этих песен все же "матери-истории" ценнее?
Маргулис: Все-таки "Поворот". В эпоху "магнитофонной культуры" почти все, что делалось группой "Воскресение", в силу недостаточного распространения точной информации воспринималось как творчество "Машины Времени". И "Кто виноват?" всегда оставалась несколько в тени эпохального "Поворота"...
| |