|
Показания полиграфа, возможно, в скором времени будут считаться доказательством в суде, а его применение станет обязательным при поступлении на работу в силовые органы. Группа депутатов «под занавес» сессии внесла в Госдуму законопроект «О применении полиграфа». В подробности законопроекта вникала корреспондент «Вести ФМ» Инесса Алексеева.
О том, кто и как может использовать детектор лжи раньше в законе не было ни строчки. Хотя на практике полиграф давно применяют, например, в силовых структурах и в банковских. Как признался «Вести ФМ» соавтор инициативы, председатель думской комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков, документ готовили долго - самой идее закона о полиграфе уже более десяти лет:
«Закон прорабатывался в Думе еще и в Четвертой, и в Третьей. Он как проект с бородой. Мы решили ускорить проработку его в связи с тем, что вся страна фактически уже работает с полиграфом».
Предполагается, что его применение станет обязательным при допуске к государственной тайне, при поступлении на работу в силовые органы, в органы разведки, Госнаркоконтроль, различные таможни, режимные объекты. Какие именно должностные лица будут опрашиваться в этих органах с помощью полиграфа, должен установить президент. Между тем, отказ от теста на «детекторе лжи» в силовые структуры может стать поводом для отказа в приеме на работу. Кроме того, полиграф может применяться в расследовании преступлений, при заключении трудовых договоров, при признании человека беженцем или при предоставлении ему политического убежища. Однако, как подчеркивает Алексей Волков, во всех этих случаях поверка должна быть строго добровольной:
«Даже при расследовании уголовных дел, когда допустим, на полиграфе проверяется подозреваемый в совершении преступления. При приеме на работу в коммерческих структурах, в государственных - везде добровольность».
Для того чтобы пройти процедуру, нужно будет поставить подпись о своем согласии. Избежать опроса можно в случае, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он находится в состоянии опьянения или у него есть нарушения психики. Еще один принципиально важный пункт: доказательства, полученные с помощью «детектора лжи», суд будет обязан принять, но эти доказательства не могут считаться основными для обвинения. Как заявил глава комиссии, «суд не обязан принимать во внимание только данные полиграфа»:
«Суд только на результатах обследования на полиграфе не может и не имеет права принимать какое-то решение. Это однозначно. Только в совокупности, он как дополнительный.Там существует большой процент субъективизма, поэтому для суда мы не можем это прописать и никто не пропишет».
Зато в законопроекте прописано, как должен проводиться опрос, в какой обстановке, каким образом должны быть сформулированы вопросы. И кто должен их задавать, продолжает Алексей Волков:
«Ведь кто сейчас проводит работы? Если в системе МВД и ФСБ еще есть специалисты на базе юридического института, они обучаются и им удостоверения даются, то во всех коммерческих структурах - это сплошь и рядом самодеятельность. Поэтому будет система обучения, система сертификации и выдачи удостоверений».
Между тем, Алексей Волков не прогнозирует быстрого принятия законопроекта. Его еще предстоит согласовывать, рассылая по всей стране, во все силовые ведомства. И учитывать их критику.
| |