|
Вернемся к идее российской нации. О том, что эта идея существует, и что она продуктивна и что ее нет нужды стесняться, заявил сегодня президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета. Вопросов и сомнений здесь сейчас много. «Вести ФМ» связались с главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым.
«Вести ФМ»: Просим вас, конечно же прокомментировать идею Дмитрия Медведева и сразу чтобы развитие темы как-то обозначить - говорилось о советском опыте и об американском опыте. Вот еще одна цитата: «40 лет назад в США представители разных рас и национальностей зачастую сидели на разных лавках, а сейчас это весьма толерантное общество. Нам нужно не стесняться этому учиться». Как вы можете прокомментировать идею Дмитрия Медведева?
Лукьянов: Сама идея, безусловно, правильная, она высказывается не впервые. Речь идет о формировании в России, многонациональной, многоэтнической стране того, что называется гражданской нацией, то есть когда принадлежность к ней определяется не составом крови, а гражданством, то есть ощущением причастности.
«Вести ФМ»: То есть, это будет не нация русских, это будет нация россиян?
Лукьянов: Видимо, это будет нация россиян, а не нация русских в смысле этническом, то есть не на основе анализа крови это должно делаться. Другое дело, что сама благородная цель есть, а вот как ее достигать - не очень понятно, потому что советский опыт, как верно было замечено на том же Госсовете, он, действительно, интересен для изучения, потому что какие-то серьезные достижения интернационализации сознания там были. Но это была абсолютно другая государственная система, основанная на жестком подавлении любых отклонений от этой идеологии в любу сторону: что в сторону либерализма, что в сторону, наоборот, национализма. Я не думаю, что в современной России даже если это захотеть, это возможно воспроизвести - другой мир, другая страна.
Что касается американского опыта, то действительно то, чего добились Соединенные Штаты за 50 или 45 лет с середины шестидесятых годов, поразительно. Дело даже не в толерантности, о которой говорит президент, а просто это другое общество, в котором гражданские права стоят во главе угла. Самые разные, начиная от прав меньшинств, и заканчивая правами некурящих.
«Вести ФМ»: И это как раз рецепт, как этого добиться, я так понимаю?
Лукьянов: Это рецепт «как», но любой рецепт неприменим в другой аптеке. Тот рецепт, который сработал в Америке - это порождение американской политической культуры. Насколько это сработает в России - здесь вопрос отдельный, я не думаю, что это можно буквально перенести. Но то, что этот опыт надо изучать и смотреть на то, как действительно страна за несколько десятилетий пришла от расовой сегрегации к абсолютному равноправию, это, безусловно, президент совершенно прав, это предмет для анализа и каком-то смысле даже зависти.
Беседу с Федором Лукьяновым слушайте в аудиофайле
| |