|
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о применении полиграфа. Предполагается, что его станут использовать при допуске к государственной тайне, при поступлении на работу в силовые органы, в органы разведки, госнаркоконтроля и различные режимные объекты.
Какие именно должностные лица будут опрашиваться в этих органах с помощью полиграфа, должен установить президент. Между тем, отказ от теста на детекторе лжи в силовых структурах может стать поводом для отказа в приеме на работу. Некоторые эксперты говорят, что особенно востребовано тестирование на полиграфе может быть в банковской сфере. Так ли это, попробуем узнать у эксперта. На связи со студией «Вестей ФМ» директор по информационной политике и связям с общественностью «Альфа банка» Леонид Игнат.
«Вести ФМ»: Леонид Павлович, здравствуйте! Сейчас применяется полиграф при приеме на работу?
Игнат: Нет, в нашем банке он не применяется, и я все-таки хотел бы призвать к большей осторожности. Покойная Наталья Бехтерева говорила, что человеческий мозг есть самая великая тайна мироздания, и определить его при помощи достаточно простой машины все-таки сложно. Я не исключаю того, что где-то, где требуется односложные и однозначные ответы, может быть, это и стоит как-то применять, но, во всяком случае, показания судье - это все-таки с одной стороны упрощает задачу органам дознания, с другой стороны - все-таки надо аккуратнее относиться к человеку. Люди могут волноваться. А с другой стороны, если прибор будет введен, то сразу появятся специалисты, которые будут обучать - как с ним справляться.
«Вести ФМ»: Ну, вот при каких-то хищениях в банковской сфере внутри банка разве не возникает желания проверить человека на детекторе лжи?
Игнат: Для этого есть специальные службы, уверяю вас, и в крупнейших банках в частности. В нашем банке есть очень профессиональная служба безопасности, которая проводит профессиональное дознание, и все-таки, если имеет место то или иное злоупотребление, оно достаточно быстро выявляется. Дело в том, что система, которая регулируется в том числе и Центральным банком РФ, практически исключает возможность злоупотребления. Если человек просто взял деньги из кассы и с ними ушел, это глупость - это выясняется сразу. Таких случаев, в принципе, очень мало. Случаи на уровне комиссара Мэгре, где надо было применять глубокий детективный метод, банковская система тоже исключает. То, с чем можно столкнуться - либо просто глупость, банальное воровство денег из кассы, которое раскрывается на следующий день, и понятно, кто за них расписывался, либо это какие-то настолько изощренные темы, которые ни один детектор лжи просто так не вычислит, необходима работа специалистов.
«Вести ФМ»: То есть, ваш вердикт, что использование полиграфа, по крайней мере в банковской сфере, неперспективно?
Игнат: Оно может быть в очень ограниченном режиме, где речь идет об очень простых вопросах - да, нет. И реакция. Ну и, опять же, для достаточно простых случаев, для сокращения, что ли, процедуры, если необходима проверка. И то, мне кажется, что после полиграфа должен специалист, который проводил это собеседование, сделать свое заключение. Во всяком случае, мне кажется, не стоит доверять слепо технике, а в любом случае ничего не заменит очного собеседования человека с человеком. Машина только пока в шахматы у человека может выиграть, и то не всякая. Я думаю, что любое разумное существо обойдет любую машину.
| |