|
28 декабря в Московском международном доме музыки даст единственный концерт знаменитый итальянский тенор Сальваторе Личитра.
Его звезда взошла стремительно. После того, как выдающийся дирижер Риккардо Мути выбрал певца на главные партии в своих вердиевских постановках театра La Scala. В мае 2002 года Личитра срочно заменил заболевшего Паваротти в «Тоске» на сцене Metropolitan в Нью-Йорке и имел настоящий успех.
Потом, быть может из ревности, Большой Па назвал Сальваторе «pivello», что значит не только «новичок», но и «зазнавшийся». Но с тех пор певец многократно и триумфально пел главные теноровые партии на лучших оперных сценах мира. С Сальваторе Личитра встретилась обозреватель «Известий» Мария Бабалова.
Известия: Какую программу вы подготовили для московского концерта?
Сальваторе Личитра: Это первый мой приезд в Москву. И я очень боялся, что он сорвется - во всех аэропортах царит настоящий хаос. Рейс из Милана, которым я должен был прилететь в вашу столицу, просто отменили. Пришлось срочно менять билеты на другой рейс. К счастью, на этом мои дорожные приключения закончились...
К выступлению в Москве я подготовил некий обзор своего репертуара. Мой голос отлично подходит для итальянского репертуара. Надеюсь, что смогу наилучшим образом преподнести произведения отечественных композиторов - с точной итальянской интонацией и страстью настоящего сицилийца.
и: А что такое страсть настоящего сицилийца?
Личитра: Я безумно страстен в общении с девушками. Но это личное. Чаще всего, конечно, моя страстность передается через голос. Это инструмент, который звучит напрямую, от сердца, при минимуме рационального начала. В опере вообще все делается по страсти. Должен сказать, мне нравится быть посланником всего сицилийского. Показывать все, что есть хорошего в наших людях и нашей культуре. Чтобы мир знал, что Сицилия - это не только мафия.
и: Когда вы обнаружили в себе певца?
Личитра: Сравнительно поздно, мне было уже 19 лет. Во времена вашей перестройки я по радио услышал песню одной из советских рок-групп - «Товарищ Горбачев, до свидания!». И попытался ее повторить... К сожалению, в Италии ничего не делается для того, чтобы привить молодежи любовь к опере, и далеко не у всех есть возможность учиться в музыкальной школе. Я завидую тому, что в вашей стране любой может обучаться игре на скрипке или на фортепиано. И это очень важно для будущего наших детей. Мои прекрасные российские коллеги, с которыми я имею честь быть знакомым, замечательно подготовлены и профессиональны. Им повезло родиться в стране, которая верит в культуру и музыку.
и: С кем из русских певцов вы приятельст-вуете?
Личитра: Мой большой друг Ильдар Абдразаков. Я общаюсь с Ольгой Бородиной. Мы друзья с Дмитрием Хворостовским и Марией Гулегиной. С гордостью говорю: я дружу с русскими, как если бы это были мои близкие. Когда мы встречаемся, то смеемся, шутим. У нас много общего: любовь к развлечениям, музыке, искусству.
и: Кроме музыки в вашей жизни есть еще какие-нибудь увлечения?
Личитра: Я дайвер, катаюсь на лыжах, плаваю, играю в теннис, футбол, а также люблю отчаянно погонять на мотоцикле. Я был безумным байкером, но несколько серьезных травм, которые могли поставить мою карьеру под вопрос, немного остудили мой пыл.
и: Если бы не «благословение» Риккардо Мути, вам удалось бы сделать столь головокружительную карьеру?
Личитра: Думаю, что вряд ли. Мути дал мне в профессии практически все. Без его участия, скорее всего, меня бы не пригласили заменять Лучано Паваротти в MET, после чего я так неожиданно и быстро стал знаменит.
и: Вас часто называют наследником Большого Па, а вы сами себя таковым ощущаете?
Личитра: Нет. Меня зовут Сальваторе Личитра. Каждый человек должен рассчитывать на собственную индивидуальность и развивать ее. Для меня самое важное - не стать знаменитым, а сделать длительную карьеру. Если вы хорошо владеете голосом и находитесь на сцене в течение десятилетий - вы делаете то, что способно оставить след в истории человечества. Если вы стали знаменитым благодаря качествам, не связанным с вашим профессионализмом и талантом, то есть риск, что ваша карьера будет короткой, как вспышка молнии. Надеюсь, это не мой случай. Моя карьера длится уже 12 лет, но мне еще надо доказать публике, что я могу сделать много серьезного.
и: Многие считают, что три тенора оставили в тени другие таланты. Вы согласны?
Личитра: Нет. Просто лет 20 назад в опере можно было сделать хороший бизнес. Еще не был так распространен интернет. С развитием его все невероятно ускорилось. Карьеры певцов становятся короче - если нет постоянного обновления, публике становится неинтересно. Кроме того, оперу как товар сейчас невозможно продать. Из-за кризиса, который правит миром, легальная музыка перестала пользоваться спросом - люди выбирают дешевые пиратские записи. Эти проблемы приносят огромный вред опере.
и: Почему, по-вашему, опера обязана своей популярностью именно тенорам?
Личитра: Почти всегда тенор исполняет партии молодых героев, влюбленных в женщин, а женщины всегда составляют большинство нашей аудитории. И довольно долго публика считала, что тенор своим естественным, а иногда и неестественным голосом способен совершать чудеса. Но сегодня, к сожалению, самыми важными людьми для оперы являются дирижеры и режиссеры, потом сопрано - изнеженные дивы - и уже только затем, наконец, тенора.
и: А есть ли какая-нибудь иная профессия, в которой вы хотели бы попробовать свои силы?
Личитра: Я учился графике, но по ошибке или случайно оказался в роли певца. И я с энтузиазмом останусь певцом, пока это занятие будет доставлять мне искреннее удовольствие. Но если я вдруг замечу, что оперный мир, а точнее, публика, меняет свои музыкальные вкусы, ей больше по душе пение с микрофоном или банальные телешоу, я перестану заниматься оперой. Самым большим разочарованием в этой профессии для меня являются мои коллеги - оперные певцы, которые соглашаются петь с микрофоном. Это ужасно. Это деградация.
и: Что вы хотели бы увезти из Москвы?
Личитра: Мне хочется увезти свидетельства красоты России - огромной страны со сложной историей. Может, какую-нибудь сногсшибательно красивую девушку... Я мечтаю встретить ту женщину, с которой смог бы создать семью. Много лет я почти все свое время отдавал работе. Это не позволило мне сконцентрироваться на поисках идеальной женщины, которой я захотел бы отдать свою любовь. А она подарила бы мне наследника. Ныне, когда я знаменит и достиг финансовой свободы, очень хочу, чтобы в моем расписании нашлось место и для «простуды»...
| |