|
2010-й в российском кинематографе запомнился не столько фильмами, сколько явлениями социокультурного свойства, которые так или иначе должны сказаться на развитии отечественной киноиндустрии. О самых важных из них - обозреватель «Известий»
В 2010-м начинает действовать реформа кинематографа - формируется список из восьми компаний-лидеров, которые получают приоритетное финансирование, а взамен обязуются производить фильмы, способные привлечь зрителя в кинотеатры. Поддержка авторского кино, анимации, документалистики остается за Министерством культуры. Но денег у министерства - по сравнению с мощными вливаниями прошлых лет - теперь несравнимо меньше.
Мало кто берется оспаривать тот факт, что Минкульт для киноотрасли оказался, мягко выражаясь, не очень эффективной организацией. Но далеко не каждый, обвиняющий министерство во всех смертных грехах, включая коррупцию, приветствует реформу.
Разговоры о том, что нынешние перемены спасительны, и о том, что они окончательно загубят отрасль, ведутся с равной степенью интенсивности. В ФАС от группы продюсеров направляется письмо с просьбой проверить законность реформы (и легитимность такого понятия, как «компания-лидер», в том числе), а один из самых экстравагантных и несомненно талантливых российских продюсеров Сергей Члиянц («Бумер», «Живой», «Настройщик») демонстративно заявляет, что не может работать в условиях недобросовестной конкуренции и собирается эмигрировать. Параллельно с этим в профессиональных кругах распространяется исследование Евгения Барханова о деятельности кинодепартамента Минкульта при распределении господдержки, из которого следует, что реформа - в том или ином виде - не то что была неизбежна, а опоздала на несколько лет.
У критиков особо сильные опасения вызывает судьба артхауса: ведь если государство делает ставку на коммерческое и так называемое «социально значимое» кино, то кинематограф как искусство выносится за скобки. Впрочем, именно эти опасения пока, похоже, не оправдываются - ведущие продюсеры качественных авторских фильмов уже получили от министерства деньги на новые проекты. Некоторые артхаусные картины финансируются «студиями-лидерами»: Алексей Балабанов продолжает работать на СТВ Сергея Сельянова - осенью вышел его «Кочегар», сейчас он дописывает новый сценарий. Картину «Два дня», снятую Авдотьей Смирновой по ее собственному сценарию, продюсируют «Централ Партнершип» совместно с «Арт Пикчерз» Федора Бондарчука (фильм сейчас в стадии монтажа - насколько можно судить по первым сборкам, у него есть и зрительский потенциал). «Елена» Андрея Звягинцева (продюсер Александр Роднянский) была поддержана Фондом кино как социально значимый проект.
С привлечением зрителей в кинотеатры дела обстоят хуже. Из топ-восьмерки студий в этом году лишь Bazelevs Тимура Бекмамбетова имеет шанс по крайней мере окупить свой новый проект в прокате: в первый уик-энд его «Ёлки» собрали чуть менее 7 миллионов долларов, что по нынешним временам весьма приличный результат для российского фильма. Основные надежды на отдачу от реформы возлагаются на 2011-2012 годы.
Одна из декларированных целей реформы - сделать так, чтобы мейнстримовские фильмы не только окупались, но и приносили прибыль и давали возможность существовать арт-кино. Но пока что лишь российский артхаус позволяет говорить об успехах отечественной кинематографии - в первую очередь на фестивальной стезе. В феврале 2010-го фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» привез с юбилейного, 60-го Берлинале трех «Серебряных медведей»: исполнителям мужских ролей - Сергею Пускепалису и Григорию Добрыгину, а также оператору Павлу Костомарову. Впоследствии Костомаров стал номинантом Европейской киноакадемии. «Овсянки» Алексея Федорченко в Венеции также удостаиваются награды за операторскую работу (Михаил Кричман). Обе картины с успехом проехались по более мелким фестивалям (фильм Попогребского, например, победил в очень престижном лондонском конкурсе). Завершается год тем, что и на следующий Берлинский фестиваль получает приглашение фильм российского режиссера. Это «В субботу» Александра Миндадзе - о чернобыльской катастрофе. Картина «Я люблю тебя. Ростов-на-Дону» Павла Костомарова и Александра Расторгуева должна в ближайшее время отправиться на международный кинофестиваль в Роттердам.
Отдельной строкой надо выделить «Край». Эту картину не отнесешь к артхаусу. Тонкий, камерный режиссер Алексей Учитель дебютирует на поле масштабного постановочного кино. Фильм поддержал «Первый канал», что обеспечило ему достаточно широкий прокат. Российский оскаровский комитет выдвинул его на соискание премии Американской киноакадемии, а в середине декабря пришло известие, что «Край» попал в шорт-лист «Золотого глобуса» - премии иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде. В свое время на «Глобус» номинировались «Гамлет» Козинцева, «Война и мир» Бондарчука, «Покаяние» Абуладзе, «Очи черные» и «Урга» Никиты Михалкова, «Вор» Павла Чухрая, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего. Но за последнее десятилетие выйти в финал второй по значению американской кинопремии удалось лишь Андрею Звягинцеву - в 2003 году с «Возвращением».
Касса - up & down
Впервые за всю постсоветскую историю сборы в российском прокате превысили один миллиард долларов. При этом доля отечественных картин, которая в хорошие годы составляла треть от общих сборов, теперь едва дотягивает до 15%.
Пессимисты говорят о крахе проекта «Национальное кино», оптимисты - о том, что единственная причина такой диспропорции - выход на экраны голливудских хитов в 3D во главе с «Аватаром». Цены на 3 D-сеансы в два раза превышают обычные, а в так называемых «элитных» московских кинотеатрах могут составлять 2500 рублей за билет.
России в этом году оказалось нечем ответить на 3 D-удар с Запада. Не считать же адекватным ответом «Темный мир», который обозначают в афишах как 3 D только лишь потому, что в этот формат переведено 20 минут фильма. Но и в 2011-м российские проекты, которые грозят стать громкими событиями, - такие как «Высоцкий» Петра Буслова (студия «Дирекция кино») или «Шпионский роман» по Акунину режиссера-дебютанта Алексея Андрианова (канал «Россия» и студия Никиты Михалкова ТРИТЭ) - также будут двухмерными. Зато очередная серия «Самого лучшего фильма» выйдет в 3 D, и если зритель не утратил окончательно доверия к этой франшизе, уже в январе 2011-го сорвет приличную кассу.
МНЕНИЯ
Алексей Попогребский, режиссер:
2010 год мне, конечно, запомнился выпуском фильма «Как я провел этим летом». После завершения картины еще полгода нон-стоп шла работа - надо было дать этому фильму путевку в жизнь. В 2011-м я планирую работать над следующим фильмом. Это будет совсем другая работа, скорее всего, в формате 3D.
Юрий Арабов, сценарист, драматург:
В 2010-м я работал над сценариями сразу к нескольким фильмам. Это «Гирокастра» для Кирилла Серебренникова - сценарий русско-французского производства на основе албанского материала. «Фауст» для Александра Сокурова и «Орда» для Андрея Прошкина. Надеюсь, что две последние работы увидят свет уже в 2011 году.
Юрий Мороз, режиссер:
Не могу сказать, что в 2010-м у меня было большое количество творческих успехов и свершений. В следующем году я собираюсь снимать телевизионный фильм «Инквизитор». Также буду продюсировать фильм «Форт Росс». Эта картина о покорении Россией Калифорнии в начале XIX века. Мало кто знает, что нам принадлежала не только Аляска, но и часть земель Калифорнии, там даже был построен русский форт. Если бы не произошло декабрьское восстание 1825 года, Россия могла развиваться совершенно в ином направлении.
Григорий Добрыгин, актер:
В 2010 году знаковой для меня стала премьера фильма «Как я провел этим летом». В 2011-м меня ждет несколько интересных работ. Одна из них - роль в фильме «Четыре дня в мае» немецкого режиссера Ахима фон Борриса.
Подготовила Ольга Завьялова
| |