|
Представления в Театре Российской армии продлятся все зимние каникулы. Бурное и яркое зрелище, затеянное режиссером Василием Бархатовым и продюсером Олегом Чесноковым (они же - авторы сценария), смешало цирковые трюки и приемы театра абсурда, колдовство и достижения технического прогресса, мотивы старинных сказок и глянцевую моду
Большая часть зрелища происходит в воздухе - по малейшему поводу актеры взмывают над сценой. Активно задействованы трапеции, ремни, полотнища и прочие летательные снаряды (воздушные номера и трюки поставил Николай Гусев).
Принцесса Аврора засыпает одна, все королевство терпеливо бодрствует, из года в год устраивая праздник Пробуждения Принцессы. Персонажи азартно перебивают друг друга, торопясь похвастаться ловкостью, силой и красотой. Отчаянную пестроту и путаницу сопровождает музыка Чайковского - на фонограмме звучат фрагменты балета «Спящая красавица», переставленные из конца в начало и из середины в конец. Великая партитура и в перестроенном виде не теряет философской глубины, придавая особый масштаб развлекательному шоу.
Цирковая «Спящая красавица» начинается со знаменитого вальса из первого акта. Оркестранты под руководством проворного дирижера (акробат Алексей Сыбахов) летают над батутом со скрипками в руках, крутят сальто-мортале, жонглируют медными тарелками и с разбега пробивают головой барабаны.
Постановка Василия Бархатова следует известной формуле Юрия Никулина о том, что «цирк должен смешить, удивлять и немножко пугать», но основную ставку делает на удивление, ошеломляя пикантными подробностями, привнесенными в известный сюжет. Так, Карабос (Дмитрий Габышев) губит принцессу, отыгрываясь за низкий «социальный статус». Сказочная злюка - изгой среди волшебниц, с трудом переживающая издевательства «коллег» (то вялый цветочек ей подсунут, то с выгодного местечка в первом ряду выгонят).
Парадоксы сказываются и во внешнем виде персонажей. Долговязая королева (Станислав Воробьев) и приземистый король - отличная клоунская парочка, разодеты по моде XVII века. Нежная и восторженная Аврора (Оксана Мартьянова) носит платья цирковой гимнастки. Добрые феи щеголяют в коротких пальтишках по последней моде, а Карабос разукрашена как монстр из ужастика (художник-постановщик Максим Исаев). Стюардессы, официанты и фабричные труженики действуют в спектакле на равных с волшебными существами.
Стремясь погубить Аврору, Карабос заманивает бедняжку в прядильный цех, увлекая игрой с веретенами и катушками. Нитки превращаются в канаты, колдунья и ее жертва - в канатоходцев. Внизу принцессу уже поджидает гигантский стакан с водой. Неосторожно оступившись, принцесса срывается в «пучину волн». Метафора «погрузиться в сон» получает на сцене буквальное воплощение. Спасение приходит с неба. Дружественный Манипулятор, похожий на шагающий марсоход, служит заместителем балетной феи Сирени. Вытащив из воды спящую красавицу, доставляет на землю ватагу принцев - претендентов на руку и сердце принцессы. Особенно стараются Принц Электрик, настойчиво демонстрирующий умение вкручивать лампочки в уличный фонарь, и Принц Дракула, оказавшийся отменным силовым эквилибристом. Но победу одерживает самый красивый и благородный. Развернутое воздушное адажио принца Дезире (Андрей Зубакин) и принцессы Авроры венчает спектакль.
Несмотря на хитроумные повороты новой версии сказки, как и в старые времена, в финале торжествуют добро и справедливость. Как-никак, одна из фей в спектакле Бархатова зовется Совесть. Шагает по воздуху среди мыльных пузырей, вращая в руках стеклянный шар, и кажется самой эфемерной из всех. Но своего добивается.
| |