|
В рамках общероссийской деловой недели «Сочинские дни. Межрегиональные мосты партнерства», которая состоится в Сочи 3-6 августа, стартует и первая в России межрегиональная площадка по государственно-частному партнерству (ГЧП).
В ходе ее работы предполагается конкретизировать механизм ГЧП и подготовить рекомендации для заинтересованных ведомств по его развитию, а также, возможно, предложения о назревших законодательных коррективах, сообщила Вестям.Ru сопредседатель объединенной рабочей группы по государственно-частному партнерству при Госдуме РФ Светлана Соколова .
По ее словам, подобные площадки сегодня необходимы, в первую очередь, в информационном плане, поскольку зачастую не только представители региональных властей, но и бизнес-структур не имеют и не умеют пользоваться соответствующей информацией. Так, например, предприниматели на местах не всегда знают о тех практических возможностях, которые могло бы обеспечить для них участие в Федеральных целевых программах. С учетом опыта первой сочинской площадки далее предполагается открыть и другие. Следующая, вероятно, начнет работать в Татарстане, рассказала Соколова.
До конца лета аналогичные площадки в Нижегородской и Владимирской областях также планирует открыть и Центр развития частно-государственного партнерства.
Как пояснила Вестям.Ru директор департамента развития региональной инфраструктуры Центра Юлия Орлова, сегодня работа по налаживанию ГЧП явно активизировалась и перешла в практический формат. Этому поспособствовал и экономический кризис, который сделал еще более актуальной задачу поиска внебюджетного средств - в сегодняшних условиях дефицита бюджетов субъектов РФ при сокращении федеральных трансфертов на региональные проекты. Правда, в отечественном исполнении у нас, скорее, сформировалось квази-ГЧП, добавила Орлова. За рубежом, обычно, к сфере государственно-частного партнерства относят инфраструктурные проекты, которые, в основном финансируются за счет внебюджетных средств. Тогда как в России к ГЧП причисляют всякие инвестиционные проекты, в частности, и те, что осуществляются, в целом, на государственные деньги.
Но, быть может, во избежание подобного разнобоя, действительно, следовало бы регламентировать понятие и механизм функционирования ГЧП в специальном федеральном законе? Эту идею высказал в комментарии для Вестей.Ru исполнительный директор Института региональной информации Дмитрий Болкунец. В Сочи , впрочем, он будет презентовать индекс качества жизни российских регионов, показатели которого, к слову, могли бы учитывать и инвесторы при подготовке новых инфраструктурных проектов.
Принятие соответствующего закона обеспечило бы лучшее понимание сути ГЧП и его перспектив для потенциальных участников", - констатировал Болкунец. И попутно также высказался за утверждение закона о лоббизме, который позволил бы перевести в легитимное поле те процессы и средства, которые сегодня осуществляются и циркулируют нелегально. Причем и в том, и в другом случае вполне уместно было бы воспользоваться апробированным зарубежным опытом, подчеркнул исполнительный директор Института региональной информации.
Светлана Соколова, правда, высказалась против обоих этих предложений. По ее мнению, закон о лоббизме в России не заработает, в отсутствие закона о ГЧП. Хотя более целесообразно, продолжила сопредседатель объединенной рабочей группы, было бы законодательно регламентировать не ГЧП даже, а другое более актуальное понятие, известное за рубежом как «government relation (GR)». Им подразумевается установление и поддержание партнерских отношений с органами государственной власти.
Впрочем, как разъяснялось в пресс-релизах «Aкадемии GR», российского агентства по оказанию услуг в сфере GR, сегодня этот термин трактуется профессионалами гораздо шире. В данном случае, уточнялось далее, «речь идет о выстраивании системы связей органов государственной власти с гражданами и общественностью, а также выстраивание взаимодействия между федеральными органами законодательной, исполнительной, судебной властей и органами государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и пр., а также развитии социально-ориентированных отношений бизнеса и власти и содействии построению полноценного государственно-частного партнерства».
Юлия Орлова, однако, сочла такое толкование излишне широким. И как она ответила, сегодня представляется более правильным регламентировать действие ГЧП в региональных законах, в которых учитывалась бы специфика конкретных субъектов РФ. Кстати, 25 июня соответствующий закон уже был утвержден в Ивановской области. А в Петербурге он успешно действует с 2005 года. Сегодня было бы важно сосредоточиться на отработке практических моментов функционирования механизма ГЧП, внося при необходимости, соответствующие поправки, в том числе в концессионное законодательство, заметила директор департамента Центра развития государственно-частного партнерства. И заключила: «А обсуждать назревшие законодательные коррективы и накопленный практический опыт взаимодействия заинтересованных сторон их представители могли бы на тех самых "проектных площадках", которые сегодня активно начали создавать».
| |