|
В уходящем 2010 году активность боевиков-террористов на Северном Кавказе очень сильно возросла. 25 октября на заседании комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации заместитель генерального прокурора РФ Иван Сыдорук сообщил, что число преступлений экстремистской направленности на Северном Кавказе выросло в четыре раза.
К началу декабря в Генпрокуратуре пересчитали показатели и, вероятно, решили отделить «экстремистские» преступления от «террористических». 8 декабря Иван Сыдорук на межведомственном совещании заявил, что число терактов, совершенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, за текущий год увеличилось в два раза.
По словам заместителя генпрокурора, в округе было проведено свыше 30 контртеррористических операций, в ходе которых нейтрализовано более 300 боевиков.
Если силовики констатировали рост активности боевиков, то эксперты искали ответы на причины этого процесса. По мнению директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктора Черноуса, высказанному в интервью «Росбалту», обострение обстановки на Северном Кавказе происходит с 2008 года. Среди причин - экономический кризис, создавший благоприятную среду для социального недовольства, реорганизация управления, приведшая к ослаблению контроля над поддержанием порядка, и противоречивые слухи о реформе МВД, негативно сказывающиеся на готовности милиции противостоять террористам.
«Развитие» терроризма произошло неравномерно: если в каких-то регионах наблюдалось его усиление, то в иных был спад активности боевиков. Наиболее сложной обстановка остается в Дагестане и Кабардино-Балкарии, заявил в октябре начальник ГУ МВД РФ по СКФО Сергей Ченчик.
Специфика террористической деятельности в Дагестане заключается в том, что там боевики не проводили масштабных, резонансных терактов. Зато регулярно из республики поступали сводки об убийствах милиционеров и не менее регулярно - о контртеррористических операциях правоохранителей.
В Кабардино-Балкарской Республике боевики отметились несколькими резонансными диверсиями. 1 мая взорвалась бомба на крыше VIP-ложи республиканского ипподрома в Нальчике. Погиб один человек, среди раненых был министр культуры республики. 21 июля бандиты напали на Баксанскую ГЭС, убив двух милиционеров, и взорвали оборудование станции. 15 декабря в Нальчике злоумышленники расстреляли главу Духовного управления мусульман республики Анаса Пшихачева.
18 декабря в Баксанском районе КБР боевики убили семерых охотников и двоих егерей. При этом интернет-ресурсы террористов заявили, что охотники были разведчиками правоохранительных органов. Ложь пропаганды преступников очевидна, если заметить, что охотники не смогли оказать сопротивления нападавшим, - разведчиков-спецназовцев так легко убить не удалось бы.
Регионом, где в течение года снизилась террористическая активность, стала Ингушетия. Если в 2009 году и в начале 2010 года редкая ночь обходилась без вылазок боевиков, то к лету количество сообщений о таких вылазках резко сократилось.
Спад деятельности боевиков в Ингушетии наблюдатели увязывают с политикой руководства республики либо с успешной борьбой правоохранителей против бандитов. Сергей Ченчик высказал предположение, что ситуация стабилизировалась во многом благодаря работе властей по решению социально-экономических проблем региона.
Мнение о том, что ситуация с безопасностью в Ингушетии значительно улучшилась, высказал и глава республики Юнус-Бек Евкуров. «Мы не говорим, что победили, до победы еще далеко, к сожалению, но ситуация под контролем. Она существенно улучшилась по сравнению с предыдущим годом», - сказал он.
Евкуров отметил, что впервые в 2010 году число задержанных и сдавшихся боевиков больше, чем уничтоженных. По его словам, большое внимание уделяется профилактике: для сдавшихся участников бандформирований открыта возможность амнистии. За прошедший год властям сдались 48 человек, но только восемь из них были осуждены. Остальные находятся дома, и за ними установлено наблюдение.
Следует отметить, что спад активности боевиков произошел после того, как в марте в результате спецоперации был уничтожен идеолог бандитов Александр Тихомиров, известный как «Саид Бурятский». Затем правоохранители развили успех, арестовав в июне «амира» Али Тазиева («Магас»).
А в соседней Чеченской Республике в уходящем году случилось два резонансных нападения боевиков. 29 августа 12 бандитов-смертников атаковали "родовое село" Рамзана Кадырова Центорой. 19 октября трое смертников ворвались в здание республиканского парламента, убив двоих сотрудников милиции и завхоза парламента.
Организация «громких» нападений в Чечне приписывается полевому командиру боевиков Хусейну Гакаеву. Последний откололся от группировки Доку Умарова «Имарат Кавказ» и фактически заявил о возвращении под идеологические знамена ичкерийского «националиста»-эмигранта Ахмеда Закаева.
Раскол среди бандитов привел не к их ослаблению, а, напротив, к активизации деятельности. Подобными терактами-вызовами гакаевцы явно пытаются поднять свой авторитет в северокавказском бандподполье.
В течение 2010 года терроризм выплескивался и за пределы «террористически активных» регионов.
29 марта на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры» произошли взрывы, в результате которых погибли десятки людей. Ответственность за совершение теракта взял на себя главарь «Имарата Кавказ» Доку Умаров. По мнению же следствия, непосредственным организатором взрывов был лидер бандподполья в Дагестане Магомедали Вагабов. 21 августа он был убит в дагестанском селе Гуниб в результате спецоперации правоохранительных органов.
26 мая прогремел взрыв у Дворца культуры и спорта в Ставрополе, а 17 августа - возле кафе в Пятигорске. В ставропольском теракте погибли 8 человек, десятки пострадали, в результате пятигорского взрыва были ранены десятки человек. Следствие заявляет о раскрытии этих терактов и задержании подозреваемых - уроженцев Дагестана.
9 сентября легковая автомашина взорвалась вместе со смертником, находившимся в салоне, у центрального рынка Владикавказа. Жертвами этого теракта стали 18 человек, пострадали более 200. В сентябре - октябре сотрудниками правоохранительных органов были арестованы подозреваемые в организации взрыва - жители Ингушетии. По версии следствия, бандгруппа, осуществившая теракт, является подразделением террористической сети Доку Умарова.
Окончание 2010 года позволяет властям, политикам и правоохранителям подвести итоги антитеррористической борьбы, чтобы сделать выводы и наметить дальнейшие мероприятия. Свои выводы и расчеты, очевидно, делают и руководители боевиков.
Противостояние террора и антитеррора на Северном Кавказе будет продолжено.
Дмитрий Ремизов
| |