|
Станица Кущевская, не сходившая в уходящем году с первых полос российских газет, на первый взгляд выглядит вполне благополучным поселением: добротные дома на чистых улицах, клумбы, на которых еще не совсем засохли цветы, на центральной площади - наряженная елка. Только людей почти не видно, даже на главной магистрали - «Кущевском Арбате». От этого станица кажется неживой.
- Суета захлестнула, к празднику народ готовится, - объясняет безлюдье Виктор, бывший фермер, один из немногих жителей станицы, согласившийся поговорить с посторонним человеком.
Звучит его объяснение неубедительно, ведь даже в центральном универсаме народ не толпится. Правда всплывает в разговоре позже. Боятся люди, вот в чем дело. Одни - приехавших в станицу правоохранителей, поскольку так или иначе были повязаны с местными бандитами. Другие - самих бандитов. Тех, что на свободе, и даже тех, кто уже за решеткой. Всего можно ждать от нелюдей, убивших разом три семьи, не пожалевших девятимесячного малыша. Лучше дома сидеть, не высовываться.
- Все ждут приговора, что Москва скажет, - говорит Виктор. - Ходят слухи, что оставшиеся на свободе бандюки собирают выкуп для Цапоков. Но я в это верить не хочу...
Раньше у Виктора, как и у многих в Кущевской, было свое поле, небольшой бизнес. Всего этого он тоже, как и многие земляки, лишился в начале 2000-х. Пробовал судиться с «захватчиками родной земли», да все было без толку.
- Остался в одних, что называется, трусах. Вот теперь таксую, - жалуется Виктор. - Не один я такой. У друга моего отобрали четыре с половиной тысячи гектаров. Сверх этого требовали еще 10 миллионов рублей. История для нас типичная. Но вроде бы теперь его дело подняли на рассмотрение. Надеюсь, и я свое отсужу.
Виктор говорит, что только с приездом московских следователей понял, что такое власть. Для него, выпускника Бауманского университета, это «тот инструмент, который тебя защищает».
- Когда к нам приехали эти следователи и фээсбэшники - пацаны на первый взгляд, все начали махать руками, мол, что они могут сделать. А я сразу сказал: сделают, - уверяет Виктор.
Надеется он, что порядок наведут не только в Кущевке.
- Думаете, что это только у нас так? - спрашивает он. - А вы знаете, что творится в Славянске-на-Кубани, в рисовых хозяйствах? Совсем недавно там четырех человек порешили. Сказали, что на бытовой почве. Что-то не верится. То же самое в Ленинградском районе, в Павловском...
Дом на улице Зеленой, где произошла трагедия, круглосуточно охраняет наряд милиции. Под охраной и Джалиль Аметов, чудом уцелевший сын хозяина злополучного дома. Но разве приставишь к каждому по постовому.
| |