|
В иракском посёлке Харта российские специалисты уже во второй раз приступили к восстановлению местной теплоэлектростанции. Впервые работы проводились ещё десять лет назад. Но в 2003 году в Ирак вошли войска коалиции, и к нынешнему дню от станции мало что осталось. По контракту, россиянам предстоит сдать ТЭС под ключ. Для работы им созданы все условия, в том числе, возможность есть привычную еду.
«Как только мы выедем с территории аэропорта, мы покинем так называемую красную зону безопасности. Дальше вы должны выполнять все требования наших сотрудников, в любой момент, в любую секунду. Если что-то произойдет, вы должны принять вот такую позу по команде, как в самолете», - инструктирует сопровождающий.
Добро пожаловать в Басру - это лишь надпись в аэропорту. Дальше - бронежилеты, бронемашины и четко отработанный порядок движения.
Питер Уолкер - британец из Ливерпуля. Это он отвечает за охрану российских специалистов в Басре. От аэропорта до пункта назначения минут 30 езды. Через каждые пару километров армейские и полицейские контрольные пункты.
«Ситуация в Ираке по-прежнему напряженная. Только что закончился один из религиозных праздников. Место, куда мы сейчас едем, наши ребята ездили туда вчера, и им били стекла в машине. Сложная обстановка. Много различных этнических групп и это осложняет ситуацию», - объясняет Питер Уолкер, охранник.
Харта - небольшой поселок и одноименная теплоэлектростанция. Вернее то, что от нее осталось. В 2010 году здесь вновь поднялся российский флаг. Флаг компании «Технопромэкспорт». Станция, из-за которой здесь постоянно случаются народные волнения и от которой напрямую зависит будущее южного Ирака, сейчас представляет собой груду металла на берегу живописной реки.
Древняя река Шатт-аль-Араб, река арабов. Она берет свое начало примерно в 50 километрах выше по течению, в месте, где соединяются Тигр и Евфрат. Именно там по приданию находился библейский сад. А всего в 25 километрах отсюда, по ту сторону реки, иранская граница. После исламской революции в Иране в 1979 году здесь началась ирано-иракская война, которая растянулась почти на десятилетие. Эта территория стала местом ожесточенных боев. Тогда электростанция Харта впервые пострадала от ударов иранской артиллерии.
Согласно контракту с министерством электроэнергетики Ирака, российская компания должна сдать два энергоблока общей мощностью в 400 мегаватт. От самих блоков уже давно ничего не осталось. Вокруг станции свалено оборудование, которое пролежало здесь не один год. Куда проще построить все заново, говорит директор строительства ТЭС Харта Михаил Панасенко. Но таковы условия контракта.
«Эти два блока, которые мы должны эксплуатировать в этом месте, эта поставка была выполнена 10 лет назад. Теперь это оборудование надо инвентаризировать. Выполнить дефектацию этого оборудования, допоставить то, что утрачено, потеряно, и восстановить эти два блока», - рассказывает Михаил Панасенко, директор дирекции ТЭС Харта «ВО Технопромэкспорт».
Стоит сказать, что это уже второй приход специалистов «Технопромэкспорта» на станцию Харта. Первая попытка была предпринята еще в 2000 году. Но вторжение коалиционных войск в Ирак в 2003 году перечеркнуло их планы. Да и задачей, стоявшей перед энергетиками тогда, было лишь продемонстрировать работу оборудования.
«Сейчас это уже восстановление и строительство двух блоков под ключ. Это не только котельное отделение, это и машинный зал. Т.е. отремонтировать две турбины, все оборудование и расширение водоподготовительной установки», - поясняет Олег Шейкин, руководитель представительства «ВО Технопромэкспорт» в Ираке.
На все работы, стоимость которых по контракту 133 миллиона долларов, отведено 30 месяцев. Пока станция выдает лишь 200 мегаватт электроэнергии, и для Басры этого катастрофически мало.
Некогда богатейшая столица южного Ирака с миллионным населением после вторжения коалиционных войск живет за чертой бедности. Здесь нет практически никакой промышленности, кроме, разве что, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов. Они-то и потребляют львиную долю всей вырабатываемой электроэнергии. Строить другие предприятия здесь, пока, просто бессмысленно. Их нечем питать.
Мезель - настоящий иракский шейх. Это в прямом смысле его земля. И именно от этой электростанции зависит достаток его племени. Это больше двух тысяч человек.
«Станция Харта стоит на земле, где уже много веков живет мой народ, племя Рабия. И мне приятно, что эта станция войдет в единую энергосистему Ирака, и будет иметь огромное значение для нашего региона. А для простых людей это означает появление рабочих мест, а, значит, и возможность нормально жить», - говорит Шейх Мезель.
Пока же, местные жители пытаются прокормиться, кто как может. Например, рыбаки. То, что берега этой речки заминированы еще с ирано-иракской войны, их, кажется, не пугает. Главное, что здесь, у ворот станции, всегда можно пообщаться с русскими.
- Здесь разная рыба ловится. Сегодня больше мелкая попадается. Но там, на глубине можно поймать и крупную. Мы рыбу ловим постоянно. Что-то домой забираем, но чаще продаем.
- А русским рыбу за динары продаете?
- Да какие динары? Так, на сигареты меняем.
Безопасность и комфорт - это одно из важных условий, на которых российские специалисты вернулись в Ирак. Всего в нескольких метрах от станции заново выстроен городок с периметром охраны и жилыми домиками. Это сейчас здесь живут всего 19 специалистов. Но уже в самое ближайшее время их будет уже порядка 80 человек. Повар Дмитрий говорит, что в кулинарном смысле наши специалисты оторванными от родины чувствовать себя здесь не будут.
«Продукты местные, поставщик араб. Привозит на заказ продукты. Если люди составили себе меню, то они его получают. Едят то, что хотят. Единственная проблема - гречки нет», - рассказывает Дмитрий Крюков, повар.
Выполнение всех работ в срок будет зависеть от поставщиков недостающего оборудования. Со своей стороны «Технопромэкспорт» дает полные гарантии. Более того уже сейчас в планах российской кампании строительство еще одной ТЭС в районе Басры, которая будет названа в честь древней арабской реки Шатт-аль-Араб.
| |