|
Уходящий год должен был завершить трансформацию переходных правил оптового и розничного энергорынков в целевые. К концу года рынок так и не увидел целевых моделей, но если «опт» ожидает целевые правила уже в ближайшее время, то «рознице» предстоит еще год жить в логике переходных правил
Москва. 30 декабря. FINMARKET.RU - Уходящий 2010 год должен был завершить многолетнюю трансформацию переходных правил оптового и розничного энергорынков в целевые. В сфере оптовой торговли были утверждены правила долгосрочного рынка мощности и проведены первые торги по ним. В гораздо более вялотекущем состоянии находилось преобразование розницы.
К концу года рынок так и не увидел целевых моделей, но если «опт» ожидает целевые правила уже в ближайшее время, то «рознице» предстоит еще год жить в логике переходных правил.
Впрочем, и оптовому энергорынку уходящий год оставил незавидный статус демо-версии: в 2011 году мощность будет продаваться уже не по переходным правилам, но еще не вполне по целевым.
Долгожданный долгосрочный рынок мощности
Пожалуй, вряд ли кто-то станет спорить, что принятие правил долгосрочного рынка мощности стало ключевым и долгожданным событием для отрасли. Цена вопроса - возврат вложений инвесторов, заманенных в российскую электроэнергетику несколько лет назад и обремененных обязательными инвестпрограммами, оформленными в договоры на поставку мощности (ДПМ).
Диалог государства и генераторов по поводу разработки «понятных и прозрачных правил игры» строился тяжело и напряженно, а финансово-экономический кризис этот процесс лишь усугубил. Однако он же дал инвесторам весомый аргумент в переговорах с регуляторами: в свете необходимости перестраивать систему инвестобязательств компании отказывались под ними подписываться без адекватного механизма возврата вложений.
При этом сроки принятия рынка мощности поджимали, так как подписание договоров поставки мощности - процесс не скорый, и требовал как согласования типовой формы контрактов, так и соответствующих внутрикорпоративных процедур компаний. В идеале подписание необходимо было завершить до первой долгосрочной расторговки мощности, которая, в свою очередь, должна была пройти до полной либерализации энергорынка для коммерческих потребителей - то есть до начала 2011 года.
На излете 2009 года настроения в отрасли доходили чуть ли не до отчаяния, однако в начале нового 2010 года рынок получил радостные известия: в феврале глава кабинета министров Владимир Путин подписал правила долгосрочного рынка мощности.
«Но хочу со всей определенностью сказать: право пользоваться преимуществами долгосрочного рынка мощности заслужили только те компании, которые строго соблюдают свои обязательства перед государством, вкладывают деньги в строительство новых объектов, в модернизацию, в обеспечение безопасности», - этим В.Путин однозначно дал понять, что государство свои обязательства исполнило, очередь - за инвесторами.
Сами правила отрасль, тем не менее, увидела лишь спустя 2 месяца - в начале апреля. Новыми чертами рынка мощности стали привлечение Федеральной антимонопольной службы к проведению расторговок, а также отказ от деления генерации на старую, новую и действующую. Из предыдущих проектов осталась идея ДПМ и система штрафов за неисполнение инвестобязательств.
Утвержденный документ сохранял также ограничения цен на конкурентных отборах, но лишь на уровне возможности и необходимости. Более того, вопрос о введении price cap был вынесен за скобки правил долгосрочного рынка - в отдельное постановление о ценовых параметрах рынка мощности, что во многом характеризовало степень ожесточенности борьбы за ценообразование на рынке. Но в середине апреля ценовые параметры все-таки увидели свет.
Они, в частности, содержат порядок введения price cap на конкурентных отборах мощности и сами предельные уровни цен для каждой ценовой зоны энергорынка (первая - европейская часть РФ и Урал, вторая - Сибирь). Также правила фиксируют основы ценообразования и эталонные значения экономических составляющих строительства генерации.
Конечно, каждая сторона процесса тянула одеяло на себя, но в настоящее время, положа руку на сердце, многие склоняются к мнению, что модель получилась во многом компромиссная.
«Так получилось, что модель рынка мощности осторожно воспринята всеми. Потребители говорят "дорого", генераторы говорят "мало". Мы говорим, что получилось не совсем то, что мы хотели. Может быть, это как раз и есть точки компромисса между всеми», - сообщил «Интерфаксу» глава НП «Совет рынка» Дмитрий Пономарев. «Совет рынка» был одним из разработчиков долгосрочной модели оптового рынка мощности.
Так или иначе, но государство реализовало свои обещания по запуску рынка мощности, мяч исполнения обязательств оказался на стороне поставщиков, а вместе сторонам предстояло сделать шаг к практическому запуску рынка мощности - подписать инвестобязательства.
ДПМ - Давайте Построим Мощности
Договор на поставку мощности - это трехстороннее соглашение между поставщиком товара, потребителем товара и государством как гарантом исполнения обязательства двух первых сторон. Задумана эта система была еще специалистами РАО «ЕЭС России» для того, чтобы обеспечить освоение по назначению огромных средств, полученных в рамках инвестиционных допэмиссий генкомпаний на этапе приватизации активов почившего в бозе холдинга. Сначала ДПМ воспринимались как жест вежливости в адрес властей - в конце концов, им положено во всем сомневаться, а на самом-то деле даже думать смешно, что инвесторы уведут деньги на сторону. Однако кризис показал, что в условиях нехватки ликвидности инвестиционные программы быстро отходят на второй план - чего стоит только знаменитая история с покупкой ОГК-3 набора неожиданных активов у своего акционера.
Таким образом, государство после решения глобальной проблемы - введения рынка мощности - взяло курс на устранение локальных нарушений в деятельности отрасли: разработку и подписание новых ДПМ.
Эта тема не вызвала бурных дискуссий или ожесточенных споров. Инвесторы, успокоенные рынком мощности (или уже смирившиеся с тратами на покупку активов и невозможностью перепродажи из-за банального отсутствия покупателей?), не отказывались подписаться под инвестобязательствами, правда, считали необходимым актуализировать список строек с поправкой на изменение спроса в связи с кризисом. Государство и не возражало - летом правительство утвердило отраслевую генсхему электроэнергетики до 2030 года, в соответствии с которой были утверждены стройки для ДПМ.
Некоторые генераторы, тем не менее, жаловались на процесс согласования типовой формы договоров. Это, в частности, касалось того, что параллельно с разработкой документа «Совет рынка» неоднократно вносил правки в регламенты рынка.
«Как можно на ходу все время вносить правки (в регламенты)? У меня совет директоров должен на днях рассматривать сделки по ДПМам, а они опять что-то меняют!», - сетовал в разговоре с «Интерфаксом» топ-менеджер одной из генкомпаний.
Но все-таки подписная кампания стартовала 27 сентября. Каждый ДПМ состоит из двух частей - агентского договора и непосредственно договора на поставку мощности. Агентские договоры представляют собой поручение генераторов «Центру финансовых расчетов» (ЦФР) по организации продажи мощности покупателям - субъектам оптового рынка. Особенность агентского договора состоит в том, что он, в том числе, направлен на защиту прав потребителя.
Второй этап - подписание договоров о предоставлении мощности между покупателями и продавцами (от имени продавцов выступал в соответствии с агентским договором ЦФР). ДПМ закрепляет инвестобязательства по строительству и модернизации генерирующих объектов собственников, купивших акции генкомпаний в ходе реформирования отрасли.
В ближайшие 5 лет компании по ДПМ обязуются ввести почти 26 ГВт новых мощностей, срок действия договоров составляет 10 лет, а срок окупаемости - 15 лет.
| |