|
Роман об обычных, ничем не примечательных людях поколения «шестидесятников» стал для Улицкой поводом высказать собственные политические взгляды и ответить на один из классических русских вопросов: «Кто виноват?». Новая книга Людмилы Улицкой «Зеленый шатер», заявленная романом, по жанру не совсем похожа на роман. Скорее, это сборник рассказов о людях, чьи школьные годы совпали со смертью Сталина, молодость- с расцветом диссидентства в 60-70-х годах, а зрелость- со смертью Иосифа Бродского. Герои рассказов, три москвича-одноклассника, Илья, Миха и Саня, подружились еще в школьные годы. Улицкая то сводит их вместе, то описывает по отдельности жизнь каждого из них, их жен или возлюбленных.
Неспешность Диккенса Сюжет в рассказах развивается неспешно, как в романах Диккенса. Написаны они с не меньшей, чем у английского классика, любовью к традиционной литературной школе. Внешность героя и окружающих его людей, происходящие с ними истории выписаны до мельчайших подробностей. Немало авторских описаний достается персонажам, которые встречаются лишь одному из героев и, в сущности, не имеют отношения ни к его жизни, ни к развитию основного сюжета. Они дополняют историю деталями, врезающимися в память. Так, в одной из глав «Зеленого шатра» родственница Ильи, грузинка по имени Нино, оказывается одной из плакальщиц, которую привезли из Грузии на похороны Иосифа Виссарионовича, но погребальный плач отчего-то отменили. Улицкая пишет о времени, которое отлично знает, вплетая в ткань своего романа знакомые ей приметы быта и той жизни, о которой люди другого поколения могут узнать разве что по рассказам или музейным экспозициям. Да и сам роман очень похож на семейный альбом фотографий- не зря Илья в «Зеленом шуме» так увлекается искусством фото. Неспешно перелистывая страницы, видишь портрет Ильи на фоне толпы на похоронах Сталина, тройку друзей в антураже Московского фестиваля молодежи и студентов, или подмосковных дач, где тиражировали самиздатовские книги. Подростки, закамуфлированные под взрослых Одной из ключевых тем романа становится «стратегия пробуждения». Говоря научным языком, это инициация- превращение мальчика в мужчину, его переход от детской жизни к взрослой. Эту стадию, считает писательница, большинство мужчин из ее окружения так и не преодолели. «Мы живем в обществе невыросших людей, подростков, закамуфлированных под взрослых»,- говорит в книге Виктор Юльевич, наставник трех друзей, их учитель по литературе. «Невыросшие люди» относятся к жизни, как к игре, верят, что все в ней можно в любой момент начать с начала и переписать с чистого листа. А жизнь в ответ неумолимо расставляет все точки над i. Илья умирает в Мюнхене от рака, Миха в Москве выпрыгивает из окна. Но есть в романе и совсем другая категория людей. Абсолютно взрослых, циничных, меняющих окружающий мир по своему усмотрению. Диссиденты для них- люди «на одно лицо- как китайцы». Читая роман, задумываешься о том, почему свободомыслие 60-х так быстро сошло на нет. Почему поколение шестидесятников не воспитало себе смены, и хозяевами жизни сейчас чувствуют себя совсем другие люди? В «Зеленом шатре» писательница не отвечает на эти вопросы, а только ставит диагноз, не предлагая лекарства от болезни, которой страдает нынешнее общество.
| |