|
На Байкале иркутские ученые испытывают новый способ борьбы с землетрясениями. С помощью целого арсенала различных средств специалисты воздействуют на горные трещины, заставляя их двигаться. А древнейшее скалы рядом с озером - это уникальный полигон для таких экспериментов. В год здесь фиксируется около двух тысяч мелких землетрясении.
Несколько километров по водной глади Байкала - и вот они, скалы, возраст которых 150 миллионов лет. Это место выбрал для своих экспериментов иркутский ученый, главный научный сотрудник Института земной коры Сибирского отделения РАН Валерий Ружич. Уже не первый год он вместе со своими коллегами разрабатывает способы, благодаря которым человек сможет научиться предотвращать сильные землетрясения. «Это выход из тупика. Существующие способы борьбы с опасными разломами и землетрясениями неэффективны, мы боремся только с последствиями, разгребаем завалы, вытаскиваем живых или уже неживых людей. Вот и вся наша борьба», - убежден он.
Его идею некоторые назвали бы фантастической, но Валерий Ружич уверен, что ослабить землетрясение и даже предотвратить его можно с помощью технических средств, например, серии подземных взрывов. Главное - вызвать не быструю, а замедленную подвижку в разломе, где обычно и возникают очаги землетрясений. Все это позволит, по словам ученого, безопасным способом разрядить накопленную в земной коре энергию на сотни лет.
Эта скала буквально пронизана крупными трещинами, здесь проходит разлом, который называется Ангарский надвиг - самое подходящее место для эксперимента ученых. Это похоже на микроземлетрясение. Все, что происходит внутри разлома, фиксируют переносные сейсмостанции - в трещины установлены чувствительные датчики. Их ученые специально изготовили для эксперимента. «Вот это датчики деформации. Они с точностью до доли микрона измеряют смещения по трещинам.», - рассказывает экспериментатор.
Заряд был хоть и слабый, но вызвать искусственное смещение удалось. То же самое происходит и при другом эксперименте, где в дело идет домкрат. Под воздействием 50-ти тонн трещина раздвинулась на полтора миллиметра, и дальше сдует мгновенный сброс нагрузки и мощный выброс энергии, силы которого хватит, чтобы подкинуть грузовик. Ведущий научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Дмитрий Павлов пояснил: «Мы создаем локальное возмущение на определенном участке разлома, которое способствует подвижкам. Это позволяет получить данные практически на натуральных трещинах. Реальные данные по деформациям».
В год на Байкале происходит около двух тысяч слабых землетрясений, и такие исследования здесь продолжатся. В последние годы к экспериментам иркутян присоединились уже многие специалисты России. Как считают ученые, метод имеет большие перспективы. Нужно только развивать технологии, а это требует немалых затрат. Так что пройдут десятилетия, пока люди научатся противостоять подземной стихии.
| |