|
«Аэрофлот» компенсирует стоимость билетов даже улетевшим пассажирам. Об этом сообщил гендиректор компании Виталий Савельев.
В пресс-службе «Аэрофлота» (агентству РИА «Новости») уточнили, что стоимость билетов будет возвращена всем пассажирам, которые не смогли вовремя улететь 25, 26 и 27 декабря, включая тех, кто в итоге воспользовался услугами авиаперевозчика.
«По сути люди получат эти билеты бесплатно. Это будет наша репутационная компенсация», - отметили в пресс-службе. Впрочем, механизм возврата денег будет еще прорабатываться. По мнению экспертов выплаты вряд ли серьезно повлияют на финансовое положение «Аэрофлота». Авиация и все, что с ней связано в России приносит неплохие деньги. И акционерам компаний и топ-менеджерам. Подробнее об этом корреспондент «Вести ФМ» Борис Бейлин.
Аэропорты и авиакомпании, как правило, приносят серьезный доход их владельцам. Так по оценкам экспертов чистая прибыль Домодедово достигает 150 миллионов долларов в год. Шереметьево зарабатывает меньше - около 30 миллионов. Чистая прибыль «Аэрофлота» в прошлом году составляет примерно 50 миллионов долларов. Скромнее показатель «Трансаэро» - 13 миллионов. По словам управляющего партнера компании «2К Аудит - деловые консультации» Ивана Андриевского вести дела в авиации чрезвычайно выгодно.
- Авиация это курочка, которая всегда несла золотые яички. То есть, не смотря на те жалобы которые мы слышим, это отрасль которая всегда несет сверх доходы.
Акционеры компаний имеют полное право по собственному усмотрению распоряжаться чистой прибылью. Шереметьево и «Аэрофлот» обычно выплачивают дивиденды. В прошлом году Шереметьево выделил на это 234 миллиона рублей или 25 процентов чистой прибыли. Деньги пошли в казну, так как аэропорт полностью принадлежит государству. Четвертую часть прибыли направил на дивиденды и «Аэрофлот» - 388 миллионов рублей. В этом году будет больше, говорит аналитик инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков:
- Прибыль по итогам текущего года может составить около 120 миллионов долларов. Могу предположить, что по итогам 2010 года компания может направить на выплату дивидендов около 20 процентов чистой прибыли.
Примерно половину получит бюджет, поскольку у государства в «Аэрофлоте» более 50 процентов акций. Национальная резервная корпорация, главным акционером которой является бизнесмен Александр Лебедев, контролирует сейчас около 15 процентов авиакомпании. «Трансаэро» в 2009 году выделило на дивиденды всего 30 миллионов рублей, то есть, около 7 процентов от чистой прибыли. Крупнейшими акционерами компании являются ее руководители Александр и Ольга Плешаковы. У них вместе около трети акций «Трансаэро». Что касается Домодедова, то по нему точных данных нет. Если верить Дмитрию Каменщику - председателю Совета директоров компании «Ист лайн», которая контролирует аэропорт, акционеры всю прибыль направляют на развитие, отказываясь от дивидендов. Теперь о топ-менеджерах. Иногда помимо заработной платы они могут рассчитывать на опционы. К примеру, «Аэрофлот» в прошлом году долго решал вопрос о том как стимулировать руководителей авиакомпании. По данным СМИ предполагалось выкупить на рынке три процента акций на 58 миллионов долларов и распределит их между 70 начальниками верхнего звена. То есть, в среднем почти по миллиону долларов на человека. И это в разгар кризиса. Правда, затем было решено, втрое сократить размеры опционной программы. Существуют ли подобные схемы в «Трансаэро» не известно. Но в собственности коммерческого директора компании Бориса Гульницкого находятся чуть менее пяти сотых процента акций. Кроме опционов есть и обычные годовые премии для руководителей аэропортов и авиакомпаний. Правда размер их не обычен - он может превышать миллион долларов, отмечает Иван Андриевский:
- Руководство по итогам года получает финансовые бонусы, которые сравнимы или даже превышают их доходы за 12 месяцев. Около миллиона долларов и более. Как это не удивительно, но в России в любом случае топ-менеджеры получают бонусы. Если сработали хорошо, то за хорошую работу. Если были кризисы, то за преодоление этих кризисов. Такой практики как на Западе, когда в кризисной ситуации топ-менеджеры оставляют себе зарплату в один доллар в месяц у нас не предвидится.
Свежий пример. После того как нынешней зимой лондонский Хитроу не справился со снегопадами, и отменил сотни рейсов - Колин Мэттьюз - руководитель компании BAA, в управлении которой находится аэропорт отказался от положенной ему годовой премии.
«У нас тут произошел кризис, я несу ответственность, и я решил не получать в этом году свой бонус», - сказал Мэттьюз. Аналогичных заявлений от руководителей наших аэропортов и авиакомпаний пока не последовало.
| |