|
Одним из главных событий для Москвы в уходящем году стало назначение нового мэра. Сергей Собянин успел за время своей работы дать старт нескольким масштабным программам и столкнуться с серьезными проблемами.
Новый мэр почти победил торговые палатки на улицах города, объявил войну пробкам на дорогах и вынужден был задуматься о межнациональных отношениях, которые обострились в конце 2010-го года. Предварительные итоги и планы нового градоначальника - в материале корреспондента «Вести ФМ» Николая Осипова.
Его назначение считают одним из главных событий не только в Москве, но и по всей России. Сергей Собянин - новый мэр, неожиданно заменивший казавшегося до того вечным Юрия Лужкова. И буквально с первых дней стало понятно - новый мэр хочет видеть совсем другую Москву. Ему совсем не понравилось то, что он увидел с крыши здания в районе Белорусской, куда мэр забрался через неделю после своей инаугурации. Панорама пробок, которые были и пока остаются непременным атрибутом столичной жизни. Проблема, которая теперь чаще других обсуждается не совещаниях в мэрии:
«Действительно, мы имеет проблему, которая создавалась десятилетиями. За последние 20 лет мы усугубили ситуацию, которая и до этого была непростой, потому что планировка города не предназначалась для такого потока машин. И сегодня мы имеем одну из самых плотных застроек в мире, и самую маленькую площадь дорог, в разы отличающуюся от европейских городов».
Сергей Собянин потребовал разработать план борьбы с пробками, и документ появился через несколько дней, хотя и в весьма схематичном виде. Смелую атаку на пробки многие считают самой яркой инициативой мэра, комментирует депутат Мосгордумы Иван Новицкий, даже учитывая, что результаты пока не слишком ощутимы:
«Программа решения транспортных проблем, она озвучена и будет интенсивно прорабатываться в следующем году: это будут и локальные мероприятия по улучшению ситуации, и долгосрочные программы, в том числе, строительство метрополитена».
Еще одно предложение нового мэра стало почти революционным для Москвы. В городе уже давно и с переменным успехом боролись со стихийной торговлей. Рыночная дикость после карательных мероприятий пряталась за пластиковыми конструкциями грязных палаток, утыканных на тротуарах и возле станций метро, так что за ними порой не было видно настоящей Москвы. Сергей Собянин потребовал убрать палатки с улиц. Пиво, коктейли, сигареты и ширпотреб - не те товары, которые должны быть у москвичей всегда под рукой. Правда, в некоторых управах в порыве рвения заодно решили снести цветочные и газетные киоски и даже ларьки с мороженым. Пришлось разъяснять, что как раз эти объекты людям пригодятся. Но многие к тому времени уже попали под бульдозер.
Чиновников, не вписавшихся в новое будущее Москвы, мэр увольнял с первых дней своей работы. В отставку отправились несколько префектов, заместителей, в том числе скандально известный глава Москонтроля Рябинин, пару начальников управ он уволил прямо во время одного из объездов столицы. В конце декабря должностей лишились еще несколько глав управ. Кадровая жесткость была обещана мэром изначально и стала главным оружием в борьбе с коррупцией и ленью. Первые шаги Сергея Собянина по Москве были весьма энергичными. Он остановил бесконтрольную застройку города, предложив децентрализовать мегаполис - вывести офисы и предприятия на окраины, чтобы разгрузить центр. Но видимый эффект, которого так ждут москвичи, пока не ощутим. По сути, в уходящем году шло тестирование города и властных структур: кто на что способен и чем надо заняться в первую очередь, рассуждает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов:
«Собянину удалось сделать немало. Переструктурирована система управления, произведены очень серьезные изменения в составе мэрии. Пока можно говорить о том, что завершается формирование команды».
Все программы и инициативы носят долгосрочный характер и связаны с проблемами, которые накапливались годами. В этот список попадает и еще одно наследие прошлых лет. Межнациональные конфликты, беспорядки на Манеже, стали испытанием не только для жителей, но и для властей. И это испытание еще не окончено, уверен Иван Новицкий:
«Нам нужно правильно решать и общеполитические темы, которые возникали на последних событиях, в том числе, на Манежной площади, и смотреть, как следует развивать социальную сферу, молодежную политику...»
Еще одним отчасти революционным шагом нового мэра стало прекращение соперничества между Москвой и областью. Раньше руководители регионов постоянно конфликтовали, в 2010 году стало понятно, что ключевые проблемы можно решить только вместе, в том числе, и проблему пробок. Позднее это даже назвали перезагрузкой в отношениях, по аналогии с внешнеполитическими событиями. Правда, оценивать итоги работы нового мэра пока не каждый берется. Слишком мало прошло времени, слишком глобальные программы затеяны. А президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов опасается, что мэр может сбавить темп преобразований, либо этот темп будут гасить его подчиненные:
«Начав достаточно стремительно с целого ряда инициатив, сейчас есть риск утраты темпа изменений. Мы видели, например, что когда на Москву обрушился ледяной дождь, на улице почти не было дворников, я, по крайней мере, видел как автолюбители сами пытаются посыпать песком или солью территории возле своей машины, хотя ситуация в городе была предкатастрофической».
Полной картины для обывателя еще не сложилось. Первичное воодушевление от масштабности антипробочных, антикоррупционных и прочих решений уже прошло. Теперь люди ждут результатов. Палаток, многие из которых, действительно, уродовали облик столицы, уже почти не осталось. Но москвичам явно хочется большего: меньше пробок, меньше бюрократии, больше чистоты на улицах, а к этому еще надо дойти. В конце декабря мэр Москвы пригрозил уволить чиновников, которые не справляются с уборкой снега. В некотором роде, тестом на выносливость стал ледяной ливень, засыпавший Москву в предпоследний уик-энд 2010. Зачет по успеваемости управ, вероятно, будет поставлен уже в новом году.
| |