|
2010 год оказался для мировой экономики довольно успешным за счет роста спроса в развивающихся странах и мягкой денежной политики в развитых государствах, а также благодаря эффекту низкой базы (показатели 2009 года были очень плохими). Но странам, скорее всего, уже в этом году придется сворачивать программы стимулирования своих экономик и поднимать ставки, а это может привести к многолетнему дефляционному сжатию мировой экономики, предупреждают аналитики.
Объем мировой торговли в 2010 году вырос на 12,4%, почти целиком компенсировав спад в 2009-м. Экономика Китая прибавила 10,2%, США - 2,7%, Японии - 3,5%, а всего мировой ВВП вырос на 4,7%. Россия показала более скромные результаты. Возвращение к докризисному уровню ВВП здесь планируется не раньше 2012 года, хотя другие страны BRIC (Бразилия, Индия и Китай) уже давно превысили этот уровень.
Несмотря на то, что большинство участников рынка год назад ожидали ужесточения денежно-кредитной политики в развитых странах мира (так, в декабре 2009 года фьючерсы на ставку ФРС на конец 2010-го предсказывали рост до 1%), этого так и не произошло. Напротив, базовые процентные ставки в развитых странах за год упали на 0,2-0,4 процентных пункта (п. п.), хотя в конце года появились некоторые признаки перемены тенденции к их снижению. Федеральная резервная система (ФРС, аналог Центробанка в США) запустила новую программу эмиссии путем покупок казначейских облигаций (QE2), а Европейский Центробанк (ЕЦБ) начал покупать облигации «проблемных» государств еврозоны.
Для мировой экономики 2010 год был в целом невыразительным, все ее фундаментальные проблемы никуда не исчезли, а некоторые даже усилились, констатирует главный экономист компании «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц. Главным опасением рынков в прошедшем году, по его словам, стал быстро растущий госдолг, что к концу 2010 года подорвало доверие инвесторов к вложениям в казначейские облигации.
Чрезмерная денежная эмиссия отчасти оказалась на финансовом рынке и привела к росту биржевых индексов и резкому подорожанию сырья и продовольствия. Большинство мировых фондовых рынков завершает год на посткризисных максимумах, продемонстрировав рост на 10-20% (российские индексы ММВБ и РТС выросли за год на 21,5% и 22,5% соответственно). Исключением стали фондовые рынки Китая, завершившего 2010 год в минусе из-за ужесточения денежно-кредитной политики в стране, и Японии (падение из-за укрепления иены). Цены на нефть за год прибавили около 19%, котировки основных металлов - 8-35%. Большинство сырьевых валют укрепились за год к доллару на 3-12%. Рубль стал единственной сырьевой валютой, не выросшей относительно доллара по итогам года (-1,4%), хотя к бивалютной корзине он все же прибавил 3,5%.
Рост котировок сырья, в свою очередь, усилил инфляционные ожидания инвесторов и активизировал их бегство из гособлигаций, особенно после запуска QE2 в США, отмечает Егишянц. Кроме того, подорожание биржевых товаров увеличило издержки компаний и заставило их урезать прочие траты, что привело к росту безработицы, продолжает он. Рост процентных ставок в последние месяцы года (так, в Китае ставка межбанковских кредитов РЕПО на 7 дней в конце декабря взлетела до 3-летнего максимума) вызвал новый спад активности на кредитном рынке.
Большинство экспертов прогнозируют, что экономические показатели в 2011 году окажутся гораздо хуже, чем в 2010-м. Аналитик компании FxPro Александр Купцикевич считает, что прошлогодних темпов роста в мире не будет как минимум в ближайшие пять лет, а особенно слабым по динамике окажется начавшийся год. Он предсказывает, что в ближайшее время усилится давление на мировые центробанки с целью заставить их ужесточить денежную политику. «Трудные времена обещают быть для ФРС, у которой Конгресс собирается отнять часть мандата. Наверняка призовут и Банк Англии что-то сделать с превышающей 3% инфляцией, - а в ближайшее время она резко подскочит из-за повышения налога», - поясняет аналитик.
Сергей Егишянц соглашается, что ужесточение монетарной политики, в частности прекращение эмиссионной накачки экономики, произойдет уже во II половине 2011 года. «После того как это случится, ведущие экономики резко ухнут вниз по спирали дефляционного сжатия, - ожидает он. - Эта фаза продлится года 2-3. Европейцы уже урезают дефициты бюджета, следующие на очереди - Япония и США».
Европа продолжает зависеть от внешнего спроса. И как только странам Азии придется начать наводить порядок в бюджетах, внешний спрос для Европы «просядет с печальными последствиями», прогнозирует Егишянц. «Периферия Евросоюза будет балансировать на грани долгового краха, но, скорее всего, избегнет дефолта и реструктуризации до 2012 года, - продолжает он. - Германское производство начнет охлаждаться, а затем может пойти вниз. К группе проблемных стран ЕС - Греции, Ирландии, Португалии и Испании - присоединятся Италия, Бельгия, Австрия и, видимо, Франция. Великобритании придется еще агрессивнее сокращать расходы. В общем, Европа будет стагнировать, постепенно вползая в глубокий кризис».
Купцикевич из FxPro считает, что еврозона имеет «осязаемые шансы» развалиться на части. После финансового спасения Греции (на сумму $130 млрд) и Ирландии ($85 млрд) предоставление подобного пакета помощи Португалии становится вопросом времени. А поскольку следующей в списке на получение помощи стоит крупная Испания, имеющая безработицу на уровне 20%, это создает угрозу целостности еврозоны, уверен он. При этом уже сейчас рейтинговые агентства вовсю понижают рейтинги европейских стран, а это неизбежно приводит к росту стоимости обслуживания долга и делает евро уязвимым. Аналитик ожидает «довольно незавидной судьбы для единой валюты с возможностью провалиться к $1,06 за евро на конец года». Вероятность того, что евро действительно снизится до такой отметки, аналитик FxPro оценивает в 40%. Во столько же он оценивает возможность снижения до $1,20. Вероятность позитивного для евро сценария $1,40 и выше, по его мнению, составляет 15%. Но эксперт не исключает (с вероятностью 5%), что евро упадет в 2011 году и ниже $1,06.
Общее ухудшение ситуации в Европе и мире, а также чрезмерный госдолг заставят американские власти сократить расходы. «При этом скептицизм рынка подорвет способность ФРС бесконечно снабжать администрацию дешевыми деньгами, и в США произойдет то же, что в Европе, только резче, - указывает Егишянц из "Ай Ти Инвест". - Система социальных гарантий в Штатах слабее европейской, поэтому уровень жизни просядет сильнее, а удар со стороны внутреннего спроса будет болезненнее. Это касается и Японии, поскольку в ней еще и скверная демография - на каждого работника приходится уже один пенсионер, - да и долг там гигантский, так что рост процента для Японии может оказаться фатальным».
Главной проблемой российской экономики в текущем году многие эксперты считают инфляцию. Начавшийся год будет отмечен резким увеличением налоговой нагрузки на подакцизные товары, в том числе на бензин. По оценке Центра развития Высшей школы экономики, рост акциза на бензин и введение дорожного налога (1 рубль на литр) может привести к удорожанию топлива на 12,4%. В итоге оно только напрямую увеличит годовую инфляцию на дополнительные 0,3 п. п. «Между тем, росту цен на бензин присущ огромный мультипликативный эффект, - подчеркивают в Центре развития, - так что реальный вклад в инфляцию будет гораздо больше. Особенно сильно должны пострадать цены на продовольствие». Еще большее влияние на цены окажет повышение с 1 января страховых взносов с 26% до 34% фонда оплаты труда.
При этом в 2011 году российские власти планируют финансировать дефицит бюджета не только из Резервного фонда, но и за счет интенсивных внутренних заимствований. «Таким образом, правительство будет разгонять инфляцию как за счет монетарных факторов, так и за счет роста издержек экономики», - отмечают эксперты Центра развития. Центробанк в таких условиях будет вынужден либо повысить процентные ставки, либо сильно укрепить рубль. «Но рост ставок будет тормозить и без того вялый рост экономики, а укрепившийся рубль неизбежно приблизит последующую девальвацию», - показывают безвыходность ситуации экономисты исследовательского центра.
Евгений Новиков
| |